Олег Никитин. Интервью

============================================================
Информация к размышлению
Олег Никитин родился в 1966 году в Таганроге. Первые серьезные опыты в фантастике относятся к концу 90-х - тогда была написана повесть "Стеклянная пыль" о злоключениях сумасшедшего герцога неведомой страны. Упиваясь величием текста и предрекая ему все премии от "Аэлиты" до "Хьюго", автор отнес его в журнал "Уральский Следопыт" и вручил Игорю Георгиевичу Халымбадже. Увы, рамки журнала оказались тесны для эпохального творения (хотя автор и пытался урезать его вдвое).

Но погружение в фантастическую среду состоялось: по совету мэтра Олег стал посещать клуб "Радиант". Благодаря придирчивому участию соратников, автору удалось отречься от претензий на гениальность. Возможно, этому способствовали несколько фантастических книг наших и западных классиков, которые он был вынужден прочесть, чтобы понимать друзей.

Между написанием разных текстов автор ухитрился поучиться в московском институте, поработать в НИИ, высшей школе, на железной дороге, в банке и так далее. Сейчас живет в Екатеринбурге и занимает загадочную должность в очень специальном журнале "ТехСовет".
=============================================================

Тук-тук-тук.
Здравствуйте, я от Архивов Кубикуса. Нам всё известно, поэтому советую ничего не скрывать и отвечать честно.
Вы – Олег Никитин, проживающий в Екатеринбурге и публикующийся в солидных издательствах литератор, работающий в жанре фантастики и фэнтези.
1. Не хотите ещё добавить что-нибудь о себе?

Добавлю, что сочинение книжек работой не считаю, пишу для собственного и читательского (надеюсь) удовольствия. При нынешних гонорарах надо строчить по 4-6 романов в год, чтобы можно было сделать писательство основной работой. А это уже ремесленничество, и радости от подобного самоистязания - никакой.

2. Что подтолкнуло вас ступить на скользкий путь сочинения фантастики и в каком возрасте? Куда смотрели взрослые? Или, может, у вас был учитель и наставник?

Первый внятный рассказ сочинил еще в МФТИ, курсе на 3-м. Сейчас я уже не вспомню, что это было - у каждого начинающего автора, по-моему, постоянно болтаются разные бумажки (а теперь распечатки или просто файлы) с черновиками и прочим словесным мусором. Что-то из этого превращается в законченное творение, что-то так и гниет в завалах вплоть до гибели диска. Словом, никакой системы или желания вести реестр свершениям у меня не было, так же как и ставить даты за последним словом рассказа. Ведь все это была только интеллектуальная игра. У нас в общежитии возникла своеобразная команда, порой выпускавшая революционную (снаружи гремела перестройка) стенгазету, и кому-то непременно приходилось сочинять для нее тексты. Тогда же родились и первые "анекдоты о Пушкине" - однажды нам попала в руки модная пишущая машинка с красно-черной лентой, и мы с приятелем, пока остальная братия распивала чаи и рисовала газету, по очереди упражнялись в "хармсовском" остроумии. Понятно, что в первых рассказах чистой фантастики почти не было, да и рассказами их можно назвать с натяжкой - так, этюды. Я лично определил это направление как "ассоциативно-мистический натурализм". Вполне бредовый термин, как и сами тексты. Так что моим первым учителем, пожалуй, можно считать Даниила Хармса, других взрослых поблизости не оказалось.

3. Существуют ли такие авторы-фантасты, современные или же классики, на творчество которых вы ориентируетесь, считаете для себя неким эталоном?

Хороши книги Суэнвика и Винджа, некоторых российских авторов - Сивинских, Каганова, Тюрина, Плеханова, блестящи рассказы Мидянина... Кроме того, сейчас публикуется немало отличных книг под малозаметными обложками и 3-тысячными тиражами. Но "ориентироваться" смахивает на "подражать", а для меня это самый страшный грех. И вообще, какие могут быть в литературе эталоны? Это же не Палата мер и весов, а искусство, как бы выспренно это ни звучало.

4. Как вам удалось привлечь внимание издательств? Или у вас уже были там сообщники?

Первой вещью, которую я отправил на дискете с оказией в "Центрполиграф" (спустя полгода после написания, летом 2000-го), стало "Падение сквозь ветер". Еще через полгода Василий Мельник довел до меня по телефону, что книжка ему понравилась, после чего я безропотно высылал ему примерно раз в 8-9 месяцев новые рукописи. Наконец Василий сообщил, что издательство прекращает печатать фантастику, и посоветовал загнать эти опусы кому-нибудь еще. На дворе был, кажется, 2001-й. Следующей долгой остановкой стало "Северо-Запад Пресс". Наконец в 2003-м я отыскал электронные адреса издательств (в том числе таких экзотических контор, как "Языки русской культуры", "Аграф", "Махаон" и проч.) и стал без разбору отсылать им свои творения, фиксируя, кого осчастливил и когда, и что обо мне думают люди, ставшие жертвами - если они удосуживались мне ответить. Маршавин ("Армада") отказал без проволочек, Дмитрий Малкин из "ЭКСМО" также быстро признался, что романы хоть и приличные, но печатать он их не будет. Из остальных подавали признаки жизни "АИФ-Принт", "ОЛМА-Пресс", "Терра-Фантастика" и кто-то еще. Самым забавным был отклик Дмитрия Янковского (тогда он работал в "АИФ-Принт"): он предложил сменить имя на "Юлий", за что пообещал крупную надбавку к гонорару.
Судите сами, легко ли было привлечь внимание издателей. Сейчас я вспоминаю
эти мытарства с мудрой улыбкой, но было время, когда моя железная уверенность, что рано или поздно хотя бы один текст увидит свет, дала трещину.

5. Очень интересно! И с каким из издательств у вас сейчас самые тесные отношения?

С "Крыловым". Редактор Геннадий Корчагин находит время высказать дельные советы, поинтересоваться планами, а сам Владислав Крылов читает вышедшие в его издательстве книги. Совершенно фантастический подход.

6. Как часто вас путают с Юрием Никитиным? И как вы сами относитесь к творчеству своего однофамильца?

Одна из сетевых библиотек скопировала себе файл "Одноклеточного", приписав его заслуженному фантасту, но это единичный случай. Вообще, Ивановых, Фомичевых, Смирновых и т.д. тоже больше одного, так что читатели смотрят не только на фамилию. К творчеству Юрия Никитина отношусь спокойно, то есть книг его не читаю - как говорится, "не мое".

7. Какое произведение вы считаете своей первой творческой удачей?

Повесть "Стеклянная пыль". Первую часть я написал от руки в начале 90-х, жена добросовестно перепечатала ее (кошмар!), и хилая стопочка машинописных листов осела в ящике стола лет на пять, среди прочих опусов. В 98-м я купил компьютер и подумал - отчего бы не перевести архив в цифровую форму, раз уж такие высокие технологии пришли в каждый дом? Отсканировал, распознал, вычитал... И внезапно понял, что "Стеклянная пыль", казавшаяся чем-то законченным, на самом деле написана только наполовину. Взял и добавил еще столько же, уже сам стуча по клавишам, потом выскреб из первой части детские нелепицы, "тусовочные" нюансы, дал персонажам серьезные имена.

8. У вас высшее образование – значит, были попытки исправиться и приносить пользу обществу. Техническое или гуманитарное, по какой специальности? Помогает ли это в творчестве?

Техническое, по специальности инженер-физик - в МФТИ всем такую присваивали. Работа в науке стала отдельной и недолгой песней, вряд ли интересной любителям фантастики. Скажу только, что у меня есть пяток публикаций, в которых я теоретизировал на тему фазовых превращений в полимерных смесях. Последняя датирована, кажется, 1996-м годом. Сейчас уже сам едва понимаю, что я там насочинял. Писал я их в свободное от основной работы время, находясь на расстоянии тысяч километров от научного руководителя аспирантуры (угораздило поступить в заочную). В сочинении текстов помогает не образование как таковое (роман же - не монография), а скорее привитое в институте системное мышление и понимание, что все в мире движется по своим законам, не подлежащим ревизии. Допустим, я бы не сумел заставить себя написать с серьезной миной, как герой из щуплой девушки, сбросив липкую скорлупу, за несколько секунд превращается в трехметрового клыкастого монстра. В итоге даже магию в "Падении", как высказался один из критиков, я поставил на научные рельсы.

9. В вашем творчестве поклонники отмечают жанры фэнтези, футуропанк, планетарная опера, авантюрный роман. А Вы сами как-то делите книги по жанрам? В каком из ещё неопробованных жанров (если таковые есть) Вам хотелось бы себя попробовать?

Лучше, чем они уже поделены, мне не поделить. Хорошо это или плохо, не знаю, но укладываться в рамки жанров мне пока плохо удавалось, и "Падение сквозь ветер" – самый характерный пример. Здесь спаяны фэнтези и классический детектив, а драконам, эльфам с гномами и прочим атрибутам фэнтези места не нашлось. Термин "футуропанк", кстати, придуман Сашей Сивинских - видимо, отличия жанра "Одноклеточного" от киберпанка он счел существенными. Заодно учел и влияние анимэ с комиксами.
Хочется написать настоящий ужастик и "интеллектуальный детектив" из жизни первых христиан с элементами боевой мистики, но это пока далекие планы. Вообще, на жанрах стараюсь не заморачиваться, лишь бы придуманная история была интересна читателям и мне самому.

10. О! Было произнесено слово анимэ! Вы являетесь поклонником этого направления в анимации? Что из культуры анимэ нашло отражение в вашем творчестве?

Нет, пожалуй. Я даже не понимаю, что это такое - культура анимэ. Если несуразные глаза, то ведь это только художественный прием, не переносимый в текст. Может, умение персонажей прыгать как кузнечики и проливать моря крови? Опять же, чистая сказка. А вот быстрая смена декораций, киберпанковский антураж, гаджеты, разноцветные волосы, жестокость - да, эти элементы попали в "Одноклеточного". Поправьте меня, если я неверно толкую понятие "культура анимэ", чтобы я попал в тему. И вообще, это читатели определили роман как "анимэ", а не я, так что прошу не морочить мне голову.

11. Какая литературная форма вам больше нравится: роман, повесть или рассказ?

Роман или повесть, конечно. Придумать емкий и нетривиальный сюжет, создать богатый антураж и адекватные истории характеры для меня интереснее, чем вложить душевные силы в булавочный укол рассказа. Но какие-то мелкие идеи иначе, чем в рассказе, реализовать невозможно, так что иногда, наверное, будут появляться и они.

12. Тем не менее, у вас огромный список опубликованных в разных местах рассказов. Нет желания свести их в один сборник и подсунуть издательствам?

Не такой уж и огромный, и фантастических среди них единицы. Да и странные они, некоммерческие. Вот когда стану знаменит как Пелевин, у которого даже черновики готовы публиковать - и они продаются, тогда и подумаю.

13. А вы не боитесь, что такие вот "черновики" могут подпортить вам репутацию своей сыроватостью? Или при таком предполагаемом уровне популярности вас уже не будет тревожить этот момент?

Я же не говорю, что рассказы у меня плохие. Нет, половина из них – просто другая литература, не подходящая под глянцевую обложку.

14. У вас есть опыт участия в Интернет-конкурсах рассказов, например, в Грелке? По поводу последней ряд известных авторов высказалось негативно в том плане, что написание рассказов за короткое время и на заданную тему – суть графоманство, так как рассказ должен «вызреть». А Вы что думаете?

Нет, такого опыта не имею, а потому заочно согласен с мнением этих авторов. У меня еще и личный момент присутствует - около года я отбирал из бурного потока рассказы для фэнзина "Вавилон", и с тех пор избегаю тратить время на перелопачивание чужого словесного мусора, своего хватает. Участникам же "Грелки" этим приходится заниматься сутками напролет. На такой подвиг мне здоровья не хватит. Вот если бы читал и оценивал кто-то другой, "независимый"...

15. Вы не пишете сериалов, каждая книга – законченная вещь. Не хочется или просто не пришло время? Издательства на эту тему не предлагают вариантов? К тому же, наверняка поклонники не раз просили написать продолжения особо полюбившихся романов. Насколько далеко вы готовы зайти в удовлетворении читательского спроса?

"Крылов" очень ненавязчиво предложил написать продолжение "Демона Эльдорадо", но роман действительно закончен и сюжетно замкнут. Помещать того же героя в другую эпоху/страну? Других намеков, в том числе от мифических поклонников, не было. Может быть, потому, что я довожу каждый текст до логической развязки, после которой придуманный мир и герой становятся другими.

16. Я не мифический – можете потрогать :) А соотносите ли вы себя со своими героями? Есть ли в книгах "персонажи из жизни"? Личная жизнь имеет отражение в вашем творчестве?

Нет, не соотношу. Потому они и герои, в отличие от меня. Вот разве когда писал "Падение...", форму дневников Мегаллина и некоторое моменты позаимствовал из своей детской жизни, но и только. Хотя жена как-то в сердцах высказалась: "Утром в газете, вечером в куплете". Конечно, это страшная гипербола.

17. Как Вы относитесь к флешмобам среди писателей (вспоминаем убийство Семецкого) и есть ли в Ваших книгах замаскированные шутки «для своих»?

В тексте, который я сейчас закончил, фигурирует "капрал Тотт" - честнейший жандарм, и всякому грелочнику понятно, чей ник я позаимствовал. Еще есть рассказ "Имя собственное", в котором я пародирую приемы письма нескольких друзей, локально известных Северского, Попкова и других. Выраженного отношения к "флешмобам" у меня нет, и участвовать в них пока не собираюсь. В конечном счете, это личное дело каждого из участников. Скрытых шуток, конечно, хватает, как без этого, но недоумения у "чужих" они не вызывают, и это главное.

Хранитель AMM
27.11.2005