Лига выдающихся джентльменов

Ну, что вам сказать... Начну с того, что фильм поставлен по комиксам, и этим все объясняется: картонный драматизм, абсурдность интриги, огромное количество одуряющих спецэффектов и наличие искаженной, стилизованной под общую направленность фильма реальности, - особенно угнетающей, готической, преувеличенно монолитной архитектуры таких городов, как Лондон, Париж, Венеция. Если вы смотрели "Из ада" или "Видока", то вы поймете, о чем я говорю.
Художественный ряд этих городов должен настроить зрителя на надлежащий для просмотра фильма лад. Впрочем, я привыкла доверять впечатлению от первых пятнадцати минут картины: именно они зачастую являются определяющими для всего экшн-творения в целом. Эти пятнадцать минут притирки к "Лиге" меня ничуть не потрясли. Все банально, и где-то мы это уже видели. В других комиксах и фильмах, по ним поставленных.

Но есть у этого комикса, как водится, и одна особенность: смысл, который сразу не увидишь, но который всегда есть.

Этот фильм - реквием по книжным героям колониальной эпохи, на смену которым грядет двадцатый век, или двадцатый век Фокс, то есть герой - американский и киношный. На важность, символичность времени, о котором идет речь в повествовании, неоднократно намекается. Это 1899 год, грань веков. Двадцатый век грядет, но в художественном ряде картины возникает только его призрак - лейб знаменитой одноименной киностудии, еще не позолоченный, неприглядный и железный.

Но раскажу сначала о самой интриге.

Итак, мир на грани нового века, и на грани мировой войны. Есть некий злодей, удивитесь,но его зовут Фантом, да-да, тот самый, который мечтает эту войну развязать, стать обладателем великой силы семерых главных его противников и завоевать весь мир. Типично для главного отрицательного персонажа. Он бедокурит в Англии, потом отправляется в Венецию - чтобы заложить среди ее свай бомбы и пустить город маскарадов и красивой смерти под воду.

У него есть противники. Это "наши". Здесь интересное продолжается и умножается в семь раз. Итак, знакомьтесь. Герой номер один: Аллан Квотермейн. Герой номер два: капитан Немо. Герой номер три: вдова Вильгельмина (да-да, та, что из Дракулы, которая схоронила своего муженька юриста и вампирствует между делом). Герой номер четыре: человек-невидимка Скиннер. Он украл секрет того уэллсевского Невидимки и теперь живет вполне счастливо и невидимо. Герой номер пять: доктор Джекил вместе со своим вторым "я", Хайдом. Герой номер шесть: красавец и просто бессмертный некто Дориан Грей (могли бы и поинтереснее на его роль человека пригласить). И, наконец, герой номер семь - это, не упадите, американский агент особого назначения Том Сойер. Парень подрос, носит винчестер под мышкой и два пистолета по бокам, на манер полицейских из боевиков тира "Крепкого орешка". Кроме того, в его манере одеваться есть типично агентурская черта: он носит белую рубашку, закатанную по локти, а поверх нее - черную жилетку. Хм.

Этот герой, видимо, призван разбавить колониальную компанию, что подобралась ему в друзья. Кроме того, он проявляет типичные черты американского киношного героя: он молод, находчив, привлекателен, активен, обязательно проявляет неравнодушие в единственной героине, смел, стреляет едва ли не от бедра и отлично гоняет автомобиль. Обратите внимание на последний момент. Авто в этом фильме присутствует в виде ноу-хау капитана-самоделкина Немо. Это на вид зверски привлекательное сооружение о шести колесах. Бампером тянет на раритетного типа ровер. Никто не умеет водить автомобиль, кроме водителя Немо. Никто такого чуда еще не видел. Потому что Генри Форд его еще не придумал. Но Сойер смог. Потому что он американец.

У всех героев, кроме Тома, есть свое тямное неприятное прошлое. В виде личных трагедий или полученного каким-либо путем дара-проклятия.

Но, оказывается, даже являясь суперменом только потому, что ты - монстр, можно совершать благородные и хорошие поступки и заслужить уважение и доверие, подчинив свое жемоническое начало своей воле. Так случилось с Хайдом, который в глазах Джекила и всех остальных обратился вдруг из чудовища в настоящего героя и спасителя, и с Миной, которая ни разу не применила свой ужасный дар к своим же компаньонам, а только помогала им в общем деле, и со Скиннером, который обожал бахвалиться, язвить, не вызывал доверия, но неожиданно проявил участие в кампании и даже спас жизнь Тому.

Что касается самого Тома, то он никаикх грехов своих не искупал: видимо, потрепанные нервы тетушки Полли им во внимание не принимались. А вот Квотермейн тоже спас жизнь Тому, тем самым искупая вину в гибели сына. Кажется, Тому больше всех спасали жизнь в этом фильме. Что, наверно, свидетельствует о его исключительно положительной натуре.
Не случилось облагораживания только, правильно, с Дорианом Греем. О том, что он предателем окажется, я догадалась еще в начале повествования, потому что читала книгу, и, кроме того, соображаю, что в комиксах не упустят случая изобразить экзотическую смерть знаменитого негодяя.

Впрочем, те, кто книгу не читал, а я поняла, что в зале их большинство, охали, и верили, что Скиннер и есть предатель.

Не отметила еще одной очень важной детали: у семи героев есть наниматель. Это некий "М". Если вы еще не догадались кто он на самом деле, то припомните приключения Шерлока Холмса. Вот-вот. Это и есть профессор Мориарти. И он же - Фантом, вместе с Греем облапошивший почем есть тех, кого нанял. Шерлок, наверное, был Бэтменом...

В общем, сценарий для тех, кто знаком с классикой литературы, вполне предугадываем. Для тех, кто не знаком, это отличный экскурс в оную. Знаете, типа справочника нерадивого школьника "вся классика вкратце".
О техническом исполнении. Спецэффектов море. Заслуживающие самого большого внимания - "визуализация" человека невидимки, когда он обмазывает себя тальком или чем-то непонятным, но белым, чтобы стать видимым, (знаете, не поймите меня превратно, но этот Невидимка, ну очень похож на Белого! Прости, Белый) и процесс превращения Джекила в Хайда. Образ этакого гекатонхейра из Понедельника мне приходил в голову каждый раз при виде Хайда, хотя у него и было две руки и одна голова.

Смерть Грея на фоне этих изысков - дело довольно банально изображенное. Ну и полеты Вильгелмины в образе вампирши с целой стаей летучих мышек по пятам - тоже как-то так, посредственно.

Что еще заслуживает внимания: конечно, Наутилус. Он выглядит так реально и так роскошен, что слюнки текут. Раз в десять, а то и выше больше современной подлодки, и гоняет по морям-океанам со легкостью навороченного катера или "ракеты" до Петродворца.

Еще в фильме на несколько мгновений появляется амурский тигр. Правда, на вид он просто тигр-альбинос, но он так красив...

Сердце мое растаяло при его виде.

Еще классный спецэффект - Невидимка в ожогах, после того, как его задело огнеметом.

Достойный гэг в пользу доброй винтовки и английского кулака - первые автоматы, которые чаще ломаются, чем стреляют.

Еще в фильме нарисовался персонаж с именем Данте.

А Немо - просто неинтересный лесовик по сравнению с нашим, отечественным Немо в исполнении Дворжецкого.

А Шону Коннери уже давно пора идти играть всяких королей из шекспировских пьес.

Подальше надо держатсья от таких фильмов. Трата времени. Молчу о другом уж. Лучше книжку почитать. Чем и займусь на досуге.

Рецензия опубликована: 05 Oct 2003

Хранитель Spriggan
24.10.2006