Интервью с Робертом Сальваторе

Сегодня Вы один из самых известных авторов фэнтези. Каково чувствовать себя создателем бестселлеров, миров, любимых миллионами почитателей со всего мира? Ожидали ли Вы такого успеха, когда начинали свою карьеру?
Это нереальное чувство. Даже сегодня мне трудно поверить, что люди по всему миру читают мои книги. Общение с читателями всегда меня удивляет. Естественно, я получаю статистические данные, что мои книги продаются великолепно, но всегда испытываю шок, когда цифры продаж получают голос или лицо. Тем более когда мне говорят, что моя книга их тронула или вдохновила или, что она была забавна! И нет, я не ожидал писательского успеха, еще меньше – такой известности.

Когда и почему Вы решили стать писателем? Расскажите о своих первых работах.
Я начал писать в 1982 году, когда у меня закончились фэнтези книги. В то время я работал на фабрике и был бескрайне отягчен леденящей монотонностью работы. Я начал создавать мир в своем воображении и это оказалось моей первой книгой, «Эхо четвертой магии» ("Echoes of the Fourth Magic"). Я не думал ни о писательской карьере, ни об издании книги, даже и не пытался ее издать. Просто мне хотелось сбежать от обыденности.

Дзирт До'Урден – один из самых популярных героев в современной фэнтези. Почему, по-Вашему, он так привлекателен, и что вдохновило Вас на его создание?
Он – классический романтический герой: непонятый изгнанник. Думаю, что он – герой, потому что он всегда (и иногда довольно глупо) делает то, что его сердце полагает правильным. Каким-то образом это трогает души многих. Я не жалуюсь!

Каждому герою требуется свой злодей. Из всех противников Дзирта кто самый смертоносный? Артемис Энтрери – самый очевидный ответ. Он – зеркальный образ темного эльфа (по крайней мере, пока тот не развил собственный характер).
Самый смертоносный, наверное, король Обулд Многострел. Я испытывал особенные чувства, когда описывал этого столь необыкновенного орка, и думаю, что читатели будут сильно удивлены развитием его характера в последней книге трилогии «Охотничий клинок». Но большего я сказать не могу!

Забытые королевства (Forgotten Realms) – это огромная вселенная, популярная своими книгами и играми. Каково ощущать себя частью легенды?
Для меня большая честь, что Эд Гринвуд позволил мне поиграть в его мире. Через него прошло столько талантливых писателей и дизайнеров игр, есть ли вообще более развитый игровой мир? Сомневаюсь. Для меня было удовольствием прибавить свои мифы в качестве небольшого мазка на большом полотне.

«Войны Демонов» - мое любимое произведение из написанных Вами. Это мрачная, засасывающая фэнтези, которую я обожаю. По-моему, самое впечатляющее в этом мире – Абеликанская церковь. Расскажите побольше о ней, как Вы ее выдумали?
На «Войны Демонов» в известной степени повлияли «Имя розы» Умберто Эко и история нашей католической церкви. Мне нравится этот сериал, и сомневаюсь, что создам другой фэнтези мир. Зачем, если все, что мне хотелось бы видеть в фэнтези, я вложил в Корона?
Меня раздражает, что книги сериала «Войны Демонов» продаются хуже, чем книги о Дзирте. Из моих пяти любимых книг три - "Проклятие демона" ("Mortalis"), "Тогайский дракон" ("Transcendence") и "Разбойник" ("Highwayman") принадлежат миру Войн, Корона. Кроме того, люди оценивают меня прежде всего по книгам о Дзирте, а по-моему, книги о Войнах куда более зрелые. Эти книги сильно отличаются от сериала о Дзирте. Они не лучше, они другие. Один издатель однажды сказала мне, что хотела бы, чтобы этот сериал вышел с чужим именем на обложке, чтобы его читали без предубеждения. Целиком и полностью согласен!

Демон Дактиль был великим злодеем в своем теле, но его дух еще более зловещ. Как возникла идея наделить его силой порока и почему некоторые люди (как Маркуорт) так беззащитны перед ней?
В сущности, вся идея «Войн Демонов» - это вопрос (на который, по-моему, нет ответа): Демон – это физическое создание, которое творит зло, или же он творение зла в сердцах людей. И да, его дух более зловещ. Демон из первой книги – это просто раковина демона-дактиля, злого духа всего сериала.

Во многих фэнтези книгах, включая первые из сериала «Войны Демонов», главный герой – сирота. Но в последующих главным героем становится злодей. Расскажите побольше об Аидриане Уиндоне.
Аидриан – один из самых комплексных и забавных образов, которые я создал. Он все время меня заставал врасплох, особенно во взаимоотношениях с бардом и падшим монахом. Я не знал, ненавидеть ли мне его, жалеть или любить. Полагаю, что именно эти чудесные серые оттенки сделали его образ цельным. Мне часто предлагают продолжить его историю, и думаю, что этого хотят и многие мои читатели.

Из всех Ваших героев кто самый любимый?
Надо сказать, Дзирт. Все эти годы он помогает мне приводить в порядок мою душу и сердце. Кроме того, это герой, который посылает моих детей учиться и выплачивает мою ипотеку! Из комедийных героев мои любимцы – Оливер де Берроуз из «Алой тени» и Пикель. Из отрицательных героев Энтрери далеко впереди, но думаю, что Маркало де Унеро из сериала «Войны Демона» - мой любимый. С другой стороны, я обожаю большинство героев из этого сериала!

Прошло уже почти два десятка лет со дня издания «Хрустального осколка», а Вы все еще - один из самых популярных авторов. Какова тайна Вашего успеха?
Понятия не имею, могу только предполагать. Думаю, что мои книги забавны, а в жанре, в котором все больше авторов пишет толстые тома с претензией на большую литературу, забава выглядит привлекательной. Надо вам сказать, что мои книги никогда не были таким популярными, как сейчас (думаю, что и фильмы по книгам Роулинг и Толкина привлекли многих читателей).

Есть ли у Вас какая-то писательская тайна? Что бы Вы посоветовали начинающим авторам?
Я просто сижу и оставляю дела идти своим чередом. Я не слишком тревожусь о структуре истории. Следую за своим внутренним голосом, который подсказывает мне способ, с помощью которого хочу рассказать историю, с помощью которого хочу ее услышать. Доверяю своему инстинкту, и все идет как надо.

Создадите ли Вы еще один фэнтези мир или останетесь в «Забытых королевствах» и «Корона»?
Останусь в Королевствах, пока смогу, и иногда буду возвращаться в Корона. Создам ли новый мир? Не думаю.

«Алая тень» - первый Ваш сериал, опубликованный у нас (в Болгарии – прим. пер.), а после за ней быстро были изданы «Долина ледяного ветра» и трилогия о темном эльфе. Теперь с нетерпением ожидаем «Темное наследие» («Legacy of Drow»). Можете ли рассказать о ней?
Это четыре книги о следующем периоде в жизни Дзирта, когда он пытается разобраться со своим наследством (а его соплеменник в это время пытается его убить). Там много экшна, и драки в изобилии. Когда я закончил эту историю, почувствовал необходимость отдышаться, и мои герои – тоже.

Многие авторы, например, Ричард Кнаак, пишут книги по известным компьютерным играм. Вы бы взялись за это?
Ну, я писал книги из серии «Звездные войны», но если честно, я предпочитаю писать о собственных мирах. Как раз сейчас я работаю с «Атари» над одной компьютерной игрой о Забытых Королевствах, и это довольно приятно. Я сделал истории героев и сюжет игры. Делаю и сюжетную линию для «Everquest». Может, и напишу книгу по одной из этих игр, но пока не знаю.

После успеха «Властелина колец» многие фаны надеются на фильм по вашим книгам. Есть ли такая вероятность?
Вероятность всегда есть, но это не от меня зависит. Права по книгам о Дриззте принадлежат компании Wizards of the Coast. Стараюсь что-то сделать с «Войнами Демона», «Алой тенью» и другими, но Голливуд – смешное место. Все происходит внезапно, когда не ожидаешь. Пока мне нечего доложить!

Краткий список любимых авторов?
Терри Брукс – мой хороший друг и невероятный автор. Дэвид Геммелл – мой личный любимец. Еще мне очень нравятся истории Толкина и Фрица Лейбера. Это краткий список. Длинный займет несколько страниц.

Перевод - nadian
11.08.2007