Интервью с Андреем Лазарчуком

Биографическая справка: 

Андрей Геннадьевич Лазарчук родился в Красноярске и с 1999 года проживает в Петербурге. Окончил
Красноярский медицинский институт; по профессии — врач-травматолог. Литературный дебют Л.
состоялся в 1983 г., когда свет увидел рассказ «Экслибрис» (другое название «Кузнечик»). Однако
окончательно в профессии писателя-фантаста он утвердился к 1990 г. Тогда были опубликованы
фрагменты романа-эпопеи «Опоздавшие к лету» (окончательно, в полном виде, роман издан в 1996 г.).
Пришел в литературу с несложными по форме, но глубокими по социально-философской мысли
произведениями. Позже, в повести«Мост Ватерлоо» он выступил уже как автор
социально-психологической прозы. Затем последовал триллер «Иное небо», который смело можно
отнести к «жесткой прозе» (роман получил профессиональную премию «Странник» 1994 г.). Сам
автор произведение отнес к жанру «альтернативной истории». Сам писатель полагает, что его
произведения не являются фантастикой как таковой. Определяя собственный художественный
метод, он называет его «турбореализмом», утверждая, что «турбореализм чем-то похож на
фантастику, но это не есть фантастика в полном смысле этого слова»

ВL: Если турбореализм — жанр научной фантастики, то почему тогда «реализм»? Насколько вообще
может быть «реалистичной» фантастика?

АЛ: Это не жанр, не научной и не фантастики. Это состояние, когда вы полностью перестаёте доверять миру, понимая, что весь он — полностью — состоит из информационных пакетов, выяснить происхождение и прохождение которых вы не в состоянии. Вы начинаете понимать, что ложь от истины отличить невозможно, и это не чья-то злая воля, а просто отсутствие реперов. Все аксиомы переменны. Когда вы разрешите себе перестать этого бояться и решите описать окружающий мир как он есть, у вас получится «произведение в жанре турбореализма».


ВL: Актёры, как и писатели, для погружения в образ, порой, идут на крайние меры. Например,
Николас Кейдж в фильме «Поцелуй вампира» есть таракана. В интервью он признался, что съел его
по-настоящему. Как по-вашему, ради достоверности, чтобы знать, о чём пишет, должен ли писатель
«съесть таракана»?

АЛ: Если бы всё было так просто, то никакого воображения, сопереживания и визионёрства не
потребовалось бы. То есть, с одной стороны, личный опыт в чём бы то ни было — всегда полезен, с другой — ел ли своих партнёров сэр Энтони Хопкинс, чтобы глубже погрузиться в образ Ганнибала Лектора?

ВL: Что вообще для вас «реалистичность» и «достоверность» в произведении?

АЛ: Способ завоевать доверие читателя.

ВL: Если говорить грубым языком статистики: сколько процентов должно отводиться на
фантдопущение в фантастическом произведении?

АЛ: Чем меньше, тем лучше. В идеале его вообще не должно быть.

ВL: Всё ли можно оправдать вымыслом или наличием каких-либо сил — магических или
фантастических?

АЛ: Разумеется, всё. Для чего же ещё нужен вымысел, как не для легкого и простого объяснения всего
непонятного?

ВL: Герой вашего соавторского с Михаилом Успенским романа «Посмотри в глаза чудовищ» —
Николай Гумилёв. Почему именно он?

АЛ (улыбается): Сам пришёл. Без шуток. Там просто не о чем рассказывать: «Зажглась спичка. Перед нами стоял Гумилёв...»

ВL: Раз уж речь зашла о соавторстве, то расскажите, каково было работать с тем же Успенским? По
какому принципу писали? А то у нас на Lit-Era бытует мнение, что каждому однажды хочется убить
соавтора

АЛ: Их же тогда не напасёшься. Тем более что они и сами, случается, умирают. Но если говорить серьёзно, мы писали всеми вообразимыми способами. Способ — это не главное, это вообще лишь вопрос удобства. Проблема — какого вы создаёте? Третьего, виртуального автора, который пишет вместо вас. Если это не получилось, то и всё остальное не получится.

ВL: Отличный опыт! А как вы относитесь к такому своеобразному виду соавторства и творческой
коммуникации, как фанфикшн?

АЛ: Очень неплохо. То есть по большей части это делается в режиме «для своих», но случаются и
исключения. Самодеятельные театры иногда кроют профессиональные (редко, но бывает); то же самое в литературе. Взять, к примеру, «Гарри Поттер и рациональное мышление»...

ВL: Поскольку номер у нас посвящён психологии, то и вопрос отсюда — должен ли автор читать
труды психологов? Ведь психология шагнула очень далеко, открыла много нового, того, что
противоречит обыденным знаниям о человеке…

АЛ: Скажем, нейрофизиология открыла о человеке так много нового, что «обыденных знаний» в этой сфере просто не существует. На мой взгляд, психология до сих пор не может называться наукой, это плохо
систематизированный набор наблюдений, гипотез и эмпирических практик. На сегодняшний день психология сродни алхимии в средние века — масса ценнейших наблюдений при принципиальной невозможности их обработать и привести в единую систему.
ВL: Мотивация — как её создать? Если у вас свой секрет? Что мотивирует лично вас?
АЛ: Хорошо написанный текст вызывает приятные ощущения. Особенно если он написан тобой.
ВL: Итак, юный писатель-фантаст открыл Ворд, и совсем скоро миру явится новый роман… Что вы
ему скажите:
«Мальчик, дальше, здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ…»
Или
«На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача»?

АЛ: К сожалению, начинающие авторы часто выбирают именно фантастику, потому что она удивительно
легко прощает халтуру. Раньше бы сказал: «Убей фантаста – спаси дерево». Сейчас ничего не скажу, пусть пишет. Из одного из десяти тысяч что-то получается. Благо, для тиражирования в наше время вовсе не обязательно уничтожать деревья.

Источник

Яся БЕЛАЯ
08.04.2016