Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »
 

Михалевская Анна

   Версия для печати
 
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
oldie1
Мастер Слова


Ukraine
3097 сообщений
Послано - 24 Авг 2019 :  07:18:28  Показать инфо об авторе  Посетить страницу oldie1  Ответить с цитатой
Михалевская Анна: «В коконе»

Научная фантастика? Мистика? Магический реализм? Современная психологическая проза с элементами символизма? На наш взгляд, роман Анны Михалевской «В коконе» -- всё это вместе взятое, плюс ещё немного сверх того.
Первое, что порадовало, когда мы начали читать этот роман – язык. Литературный, образный, живой, яркий. А ещё – разный. Принцип языковой полифонии романа тут соблюдён целиком и полностью, причём соблюдён не потому что «так положено в романе» -- а с явным удовольствием и даже с некоторым изяществом. Главы от персонажей, ведущих сюжетные линии, интермедии-флэшбэки – все они написаны разным языком, подходящим именно этому персонажу и конкретному эпизоду, повествованию от первого либо от третьего лица (в романе есть и то, и другое). Надо отметить и персонификацию речи. Все герои говорят наособицу, в одной только им свойственной манере, узнаваемо и живо. Тут и речь уверенного в себе, вальяжного внешне и жёсткого внутри директора филиала корпорации; и неповторимый одесский говор; и бандитский жаргон; речь мужская и женская, речь знающих себе цену – и, напротив, неуверенных, закомплексованных людей. Все – живые, все – разные.
Второе, что по-хорошему удивило и порадовало – это жесткое и неуклонное развитие конфликта и плотность событий на единицу текста. Проблемы у героев начинаются с самого начала – и проблемы нешуточные, которые не решишь с полпинка, да и вообще не очень понятно: как их решать? А на уже имеющиеся проблемы одна за другой наворачиваются новые, автор не даёт ни героям, ни читателю расслабиться ни на секунду, всё время что-то происходит, проблемы и опасные загадки плодятся едва ли не в геометрической прогрессии – только успевай разгребать! И это всё, почти до финала книги – без всякой стрельбы, мордобоя, погонь и схваток. Да иной залихватский боевик позавидует такой плотности действия!
Впрочем, ближе к финалу, когда напряжение действия ещё более возрастает, будут и драки, и погони, и схватки в виртуальной реальности, чреватые вполне реальными фатальными последствиями... Но – в меру, без перебора. Всё-таки роман Михалевской – ни в коем случае не боевик, хотя остросюжетных эпизодов в нём хватает.
В романе сложная, лихо закрученная интрига – и такая же сложная, выстроенная из многих звеньев композиция. Местами, быть может, даже слишком сложная и слишком закрученная. Автор поставил себе высокую планку и местами не до конца справляется с поставленной задачей. В какой-то момент, примерно к середине романа, начинаешь отчасти путаться в хитросплетениях сюжета, пытаясь свести происходящие события, поступки и мотивации героев воедино – и получается это со скрипом. Уже известные читателю фрагменты действия по разным сюжетным линиям с трудом стыкуются в голове, во всей этой хитросплетённой паутине недолго и запутаться. Думается, со сложностью интриги автор несколько перестаралась. Нет, в конце концов паззл складывается, и логика событий проясняется, но до того следить за всем, что происходит в романе, стараясь не упустить при этом что-то существенное, было довольно трудно.
...Итак, примерно наше время, Одесса, в которой раскинул свои щупальца... вернее, нити ментально-виртуальной паутины филиал загадочной и могущественной корпорации «Кокон». Что-то в местной сети корпорации пошло не так, и начальство ставит ультиматум «пауку» -- координатору сети Виктору: разобраться и решить проблемы в кратчайший срок. Параллельно идёт охота на вроде бы ничем не примечательную девушку Полину, которая работает продавщицей в книжном магазине. Неожиданно она оказалась нужной всем: бандитам, что намерены выбить из Полины долг её непутёвого брата, хозяину сети магазинов местному олигарху Скелету, могущественному «Кокону» -- и таинственному Хтону: он назначает Полине встречу, намереваясь приобрети у неё странную семейную реликвию, которую Полина вознамерилась продать, чтобы заплатить бандитам долг и выручить брата.
С каждой главой каша заваривается всё круче: к действию подключаются влиятельный конкурент «Кокона», киевское начальство, загадочный игрок-одиночка, помощница «паука» Виктора Евгения, которая то ли всерьёз запуталась во всей этой паутине, то ли ведёт странную двойную игру... Ментальная сеть, которая перераспределяет психофизическую энергию подключённых к ней людей, виртуальные двойники, шантаж, манипуляции, угрозы, интриги, похищения... Отчаянные попытки Виктора, Полины, Хтона и директора филиала «Кокона» выправить ситуацию – каждый пытается это сделать по-своему, своими методами и со своими целями; тёмные тайны прошлого героев, античная мифология и мистика, древние места силы...
По ходу чтения обратили внимание на ещё одну особенность романа: едва ли не все герои в нём – если не родственники, то, как минимум, любовники, бывшие любовники или, на худой конец, одноклассники. Да, понимаем: в Одессе все друг друга знают. Возможно, таким образом автор хотела подчеркнуть, что ментальные связи и зависимости опутывают и связывают по рукам и ногам, заключают в незримые коконы в первую очередь самых близких людей -- помимо воли и желания того, кто плетёт эту паутину. Всё понимаем, но с родственными и прочими связями в романе вышел некоторый перебор, как на наш взгляд. Призрак индийского фильма «Зита и Гита» тенью маячит на периферии восприятия.
Тем не менее, отрываться от чтения – за один присест этот роман не прочтёшь – было сложно. Книга увлекла. В финале напряжение действия возросло, выходя на кульминацию – и на грань общегородской катастрофы. Кульминация книги вышла мощной, а финал – вполне реалистичным, несмотря на всю фантастику и мистику: без натужного «хэппи-энда», но и без лишней чернухи. Так могло бы быть в жизни.
О чём эта книга на самом деле? На наш взгляд, сквозь фантастику и мистику, корпоративные тайны и античные мифы отчётливо проступает главное: это книга о нас-сегодняшних. О людях и о коконах, в которых мы закукливаемся – или в которые норовят упрятать нас другие, иногда даже самые близкие люди. О том, как непросто бывает порвать подобный кокон и освободиться, а сделать это рано или поздно необходимо. Зачем? Чтобы увидеть наконец мир таким, каков он есть, перестать слепо следовать за кем-то или плыть по течению – и начать принимать собственные решения. Прожить свою жизнь, а не ту, которую пытаются тебе навязать – и не важно, из каких побуждений.
Думается, книга именно об этом. Хотя, конечно, не только об этом.
Прочли с удовольствием, чего и вам желаем.
Роман выложен автором бесплатно (но только для онлайн-чтения) на сайте Author.Today: https://author.today/work/28802


Всего наилучшего!
С уважением --
Г. Л. Олди.


Отредактировано - oldie1 24 Авг 2019 07:20:11

oldie1
Мастер Слова


Ukraine
3097 сообщений
Послано - 08 Дек 2019 :  16:34:05  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу oldie1  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Анна Михалевская: «Междверье» (авторский сборник рассказов)

Пожалуй, для большинства рассказов из этого сборника подошло бы определение «мистическая лирика» (или «лирическая мистика»)? Разумеется, определение это неполно и неточно – но это именно то, что объединяет между собой рассказы, составившие сборник «Междверье». Лирика с мистикой, а еще – некая аура светлой грусти и ощущение робкой (а иногда и не такой уж робкой) надежды. В этой книге нет места «чернухе» и безысходности – но и карамельных «хэппи-эндов» вы здесь тоже не найдете. Сборник не зря носит название «Междверье». В финале многих рассказов герои и героини на миг словно замирают на пороге: между закрывающейся дверью в прошлое и открывающейся дверью в будущее. Они уже занесли ногу, готовые сделать этот шаг – но что это будет за шаг, куда он их приведет – это останется додумывать и представлять себе читателю.
Дверь открыта, будущее лежит впереди, и есть мечта, и есть надежда, есть стремление идти вперед – а как оно все сложится, не узнаешь, пока не сделаешь это шаг.
А в остальном рассказы в сборнике очень разные. Есть и вполне сюжетные развернутые истории, и настроенческие миниатюры-зарисовки. Мягкая ирония и драма, разбитые и вновь собранные из осколков судьбы, одиночество и поиски взаимопонимания, радостная полнота жизни и унылая обыденность, любовь и дьявольские искушения. И, конечно же, тайные двери, реальные и метафорические, открывающие героям и читателю некое иное измерение, загадочную и мистическую, а порой и опасную изнанку привычного бытия.
А еще «Междверье» – это признание в любви. В любви к жизни во всей ее полноте. В любви к людям. К жаркому летом и продуваемому всеми ветрами зимой городу у моря. К его старым дворикам и улицам, к пыльной зелени и соленому запаху моря, к солнцу и населяющим этот город людям с непростыми судьбами, каждая из которых хранит свою тайну.
А еще «Междверье» – это вера в людей и в мечту. В то, что всегда остается шанс все исправить – пусть и через много лет. И надо лишь разглядеть этот шанс и не упустить его.
В сборнике 22 рассказа, и первые из них лично мне показались вполне милыми, но... несколько простоватыми, что ли? Простоватыми и предсказуемыми. Но чем дальше, тем рассказы становились глубже и тоньше, персонажи – объемнее и достовернее, размашистые мазки постепенно уступали место все более тонкой проработке, острее делалось сопереживание, тоньше – психологические нюансы... И даже язык, поначалу вполне неплохой, но не более, становился все ярче, точнее и образней.
Нет, конечно, нельзя сказать, что впечатление от рассказов сборника все время линейно идет по восходящей. Периодически случаются и «всплески» в начале сборника, и «спады» во второй его половине. (Хотя другой читатель, возможно, назовет «всплеском» то, что я считаю «спадом».) Но общая тенденция, в основном, сохраняется.
Как на мой вкус, лучшие рассказы сборника – это «По разные стороны облаков», «Паутина в ее руках», «Междверье», «Схлопнутое измерение», «Песня золотого дракона», «Нити», «История Луизы» и «Бабочка для Марии».
В общем, не жалею, что прочел эту книгу.
И спасибо Анне за подарок!

Всего наилучшего!
С уважением --
Г. Л. Олди.

oldie1
Мастер Слова


Ukraine
3097 сообщений
Послано - 15 Дек 2021 :  07:33:37  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу oldie1  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Анна Михалевская: «Победить нельзя проиграть»

Книга эта художественная, но основана она на истории семьи автора, о чем сама Анна пишет в предисловии. Здесь переплетаются и продолжают друг друга судьбы нескольких поколений. Основное время действия – начало 90-х годов XX века, но в главах-ретроспекциях истории из жизни семьи уходят то в годы Революции и Гражданской войны, то во времена Великой Отечественной, то в годы послевоенной разрухи и последующей жизни. В этой книге многое связано с войной в разных ее обличьях – хотя сами военные действия «в кадре» почти не присутствуют, за исключением нескольких коротких эпизодов.
Что же это? Семейная сага? Современная проза, переплетенная с историческим романом? Мистическое повествование о жизни и смерти, войне и мире, любви и ненависти, дружбе и одиночестве, о человеческих судьбах и попытках их изменить? Своеобразный магический реализм?
Думается, здесь трудно подобрать какое-то одно определение – книга не помещается в него, как не помещается в рамки каких-либо жестких определений человеческая жизнь и судьба.
Неповторимая колоритная Одесса и деревня Студёная, деревенские и городские будни, коллективизация и Перестройка, человеческие драмы и трагедии – и короткие моменты простого мирного счастья. И нечто мистическое и необъяснимое, что вторгается в судьбы людей, меняя их и ломая, приводя к гибели – но иногда и даруя спасение. Война и Память – они следуют за людьми по пятам даже в мирное время, и юная Маргарита, вчерашняя школьница, сполна ощущает это на себе, когда грузовое судно «Аманда», на котором ушли в далекий рейс ее родители, попадает в самый центр урагана у берегов Америки.
Что тут можно сделать? Ждать и надеяться, что всё обойдётся? Но странные намеки и обмолвки бабушки и двух ее родственниц; мелкие, но пугающие и необъяснимые происшествия; загадочный парень Илья и не менее загадочная старуха Федора; соседка, которую все считают ведьмой; исчезающие и вновь возникающие из ниоткуда старые вещи – мамина детская матроска, фронтовой блокнот, дедова бурка; пистолет времен Гражданской войны, на чьем счету не одна прерванная жизнь – все они в один голос свидетельствуют о другом. Родители в смертельной опасности, и если не предпринять что-то прямо сейчас, станет поздно. «Аманда» может не вернуться из рейса.
Разум и логика с возмущением восстают против самой мысли о том, что правильно распорядившись старой вещью, можно изменить судьбу и помочь кораблю благополучно вернуться из рейса. Но когда на кону жизни родителей, остается надеяться лишь на чудо. И если есть хоть малейший шанс воплотить спасительное чудо в жизнь – Маргарита этим шансом воспользуется. И пусть окружающие думают о ней что хотят.
Война и Память. Они всегда рядом с нами. Даже в мирное время Война никуда не уходит. Стоит за плечами, нашептывает в ухо – и ищет себе очередную жертву. Но и Память далеко не однозначна. Она всегда с нами, она может поддержать в нужный момент, напомнить о том, кто ты есть, протянуть ниточки в прошлое и настоящее, помочь ощутить поддержку близких людей. Но может и утянуть за собой в прошлое, утопить в горе, боли и несбывшихся надеждах, мешая смотреть в будущее и жить дальше своей собственной жизнью. Вспомнить, пропустить через себя, принять и... отпустить. Порой это бывает ой как непросто.
Но только так можно двигаться дальше.
Книга эта похожа на лоскутное одеяло. Множество героев, разные истории, так или иначе связанные друг с другом, разные языковые пласты; прошлое и настоящее, деревня и город, множество нюансов и деталей, множество судеб, яркие летние мазки счастья и надежд и скупая суровая графика человеческих трагедий...
В этом одновременно и сила, и слабость этой книги. Калейдоскоп чувств, чаяний и судеб, взгляд со многих точек зрения и разные манеры повествования – все это создает объемную и цветную картину. Но иногда калейдоскоп этот вращается слишком быстро. Не всегда удается осознать и запомнить, кто кому кем приходится: мать, дочь, внучка, сестра, дед, отец, сын, брат, муж, жена – не говоря уже о более дальнем родстве… Персонажи вышли колоритными, каждый наособицу, каждый со своей непростой судьбой – но уж слишком их много и слишком часто они сменяют друг друга. Столь же часто меняются и манера повествования, авторский язык и разговорная речь героев. С одной стороны, это замечательно – всё как в жизни, всё ярко и зримо, всё по-настоящему. Но с другой – не всякий раз успеваешь вовремя переключиться на новую манеру, сменить настройки собственного восприятия – и из-за этого восприятие текста временами выходит рваным, клочковатым.
А вот с условно «современной» линией в этом плане все в порядке. Тут восприятие не раздергивается; кто кому кем приходится, запоминаешь сразу и без труда. Никакой путаницы. Да и в чисто сюжетном плане «современная» линия выглядит куда более цельной и завершенной.
Да, все эти главы-ретроспекции важны для данной книги. Без них история вышла бы неполной и потеряла бы объемность и многообразие. Но даже не знаю, что здесь можно посоветовать автору. По моим ощущениям, если попытаться в книге что-то изменить, сгладить, причесать, упорядочить – книга станет от этого только хуже, потеряв изрядную часть своей самобытности.
Разве что учесть этот момент на будущее, при работе над следующей книгой.
Книга вышла драматичной и местами трагической, тревожной и болезненной – но при этом, как ни странно, светлой и душеподъёмной.
Редкое сочетание. Несмотря на отмеченную выше некоторую «рваность» восприятия текста, не пожалел, что прочел. Спасибо Анне за эту книгу и поднятую непростую тему.

P. S. В сети этой книги (пока?) нет. Книга издана на бумаге: Киев, «Радуга», 2021.

Всего наилучшего!
С уважением --
Г. Л. Олди.

   
Перейти к:

Ответить на тему "Михалевская Анна"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design