Послано - 14 Апр 2004 : 01:32:32
"Левая рука тьмы" - просто потрясающая вещь. Очень нравится хейнский цикл. Когда-то нравилось "Земноморье", но, похоже, я из него выросла, так же как из пернского цикла Маккефри. "Уходящие из Омеласа" просто шедевр. Не нужно воспринимать его буквально, это аллегория.
Послано - 15 Апр 2004 : 22:29:59
Лионелла, а аллегория должна иметь вывод, к которому автор хочет привести читателя. Ну, как в басне Крылова есть вывод, что "в сердце льстец всегда отыщет уголок".
И вот вывод, к которому писательница нас подталкивает, мне не нравится категорически. Поганый это вывод, ИМХО. Типа, моя совесть будет чиста, а на остальное наплевать.
Послано - 16 Апр 2004 : 02:25:10
А какой другой вариант? Ведь жизнь всего города поставлена на карту. В частности и других детей. Вот и остается, единственный выбор: либо продолжать жить за счет этого бедняги, либо уйти, третьего не дано. Ну какие еще могут быть действия? Ваши предложения?
Послано - 17 Апр 2004 : 02:50:01
Не жизнь. А такая жизнь, к которой они привыкли. Есть разница? Не умрут они, если ребенку доброе слово сказать. А всего лишь станут жить так, как живем (о, ужас!) мы. Не талантливые, косноязычные, жестокосердные, эгоистичные, напуганные и уставшие до чертиков.
А предложение мое, конечно же, этого ребенка уходящим взять с собой. А если они нового туда посадят, то вернуться за ним. И детям своим рассказать, чтобы возвращались.
Послано - 18 Апр 2004 : 00:59:35
Тогда, возможно, не медленно и лирично, не оглядываясь, уходить, а с дракой прорываться придется.
Между прочим, в рассказе "технология" этог заклятия так и не проясняется. Ребенок повзрослеет, и тогда надо нового? А этого - на пенсию? Или он так и не повзрослеет? Тогда вообще вечный ад для одного получается?
То, что они одного освободят, еще ничего не значит. Жители возьмут и другого заклянут. Тогда таки придется возвращаться. Или оставаться и следить, чтобы не начали снова. Незавидная работа.
Послано - 19 Апр 2004 : 21:28:35
Уважаемый Хранитель Tim! Простите мне мое занудство, но в предисловии к «Уходящим из Омеласа» Урсулой сказано: «Центральная идея публикуемого ниже психомифа – тема козла отпущения – отсылает нас прямиком к «Братьям Карамазовым» Достоевского» и, далее, «Лишь наткнувшись на подобный же пассаж в «Нравственном философе и нравственной жизни» Уильяма Джемса, я пережила подлинный шок узнавания. Вот как он звучит: Если допустить гипотетически, что нам предложено существовать в мире утопий досточтимых Фурье, Беллами и Морриса, где благополучие и счастье миллионов зиждутся единственно на том простейшем условии, что некая пропащая душа где-то на самом краю мироздания должна влачить одинокое существование в ужасных мучениях, о которых, невзирая на их удаленность и уникальность, тут же становится известно каждому, то, хотя от предоставленной нам утопии мы и не в силах отказаться, каким же звериным оскалом оборачивается к нам все наше блаженство, наше осознанное приятие подобной сделки с собственной совестью!» Обратите внимание на слово «гипотетически». Приведенная реальность, ИМХО, смоделирована Урсулой для иллюстрации описанного выше психомифа и не может быть изменена по условию. По-моему, главная идея – это наличие людей, не идущих на сделку с собственной совестью, «уходящих из Омеласа». То есть мы имеем налицо философскую задачу. Грубо говоря, когда Вы решаете математическую задачу, например о поездах, вышедших из пунктов А и Б навстречу друг другу, Вы не заботитесь о пассажирах, а просто рассчитываете время столкновения. Так? Излишне, наверное, писать, что я, прочитав рассказ, немедленно захотела схватить бедного поросенка в охапку, помыть, покормить, обогреть и приласкать. Гипотетически.
Послано - 19 Апр 2004 : 23:25:01
Лионелла, цитаты эти мне знакомы, но к делу отношения не имеют, ИМХО.
Аналогия с задачей о поездах не точна. В задаче о поездах НЕ ставится целью найти такое решение, чтобы пострадало минимальное число людей. Поезда там могут быть хоть автоматическими товарняками, везущими химически инертный песок. Здесь же задача именно об этике данной ситуации. Поэтому разумно искать этически правильное решение. Решение автора не представляется мне правильным. Надо учитывать то, что в условиях нет ничего о невозможности освобождения ребенка. Если бы было сказано: "Тот, кто попробует освободить ребенка, немедленно и неотвратимо умрет", то тогда бы я сказал, что уходящие нашли наиболее верное решение, оставив город и его жителей. А раз такого условия нет, то и решение неверное.
Послано - 20 Апр 2004 : 00:03:47
А мне кажется, если бы речь шла только о личном благополучии, все было бы значительно проще. Проявить героизм и спасти ребенка. Пусть даже ценой собственной жизни. Великого ума не надо. А вот когда решать надо и за других, тут и начинаются проблемы. Проблема в том, что надо выбрать либо несчастье одного, либо многих. Кто может взять на себя такое решение? Если Вы читали Сапковского, такой же вопрос встал перед Геральтом в "Меньшем зле". А представьте такую ситуацию. Другой мир, другая вселенная. Маленький ребенок, который вырастет в жестокого убийцу (тирана, маньяка, безумного ученого, не важно) и уничтожит сотни, тысячи. И возможность уничтожить его, остановить зло в зародыше. Как тут поступить, какие критерии и кто возьмется сделать такой выбор? Все это сложно и неоднозначно. Ценность подобных произведений в том, что заставляет задуматься, а как бы поступил я? Согласны? И тут не важно, верна ли позиция автора.
Послано - 20 Апр 2004 : 01:30:43
Разумеется, есть нерешаемые задачи, и есть задачи с несколькими решениями, в зависимости от доп. условий (например, минимизация числа затронутых людей, или минимизация по сумме боли, или еще что-то). И разумеется, решение, предложенное автором, не является единственно возможным, и даже не столь важно. Рад, что мы с Вами согласны в этом. Именно важно, что этот рассказ заставляет людей думать и спорить. Я же не говорю, что рассказ плохой. А то, что с позицией героев автора (так оно точнее) я не согласен, это мое право.
А насчет ребенка, который вырастет чудовищем.. Был такой очаровательный рассказ годах в семидесятых прошлого века. Там нашли могилу Аттилы, взяли его гены и .. родили. В конце там рассказывается о рисунке, который этот ребенок нарисовал, где по пустой равнине по злым солнцем, взявшись за руки, бегут два ребенка. Смысл рассказа, по-моему, в том, что предопределения нет. И даже если предположить, что оно есть, что можно совершенно точно предсказать, что сделает вот эта комбинация генов в таких-то условиях, мы не знаем, что будет, если эта комбинация генов на свет не родится.. Короче, если ты не всеведущ, не стоит принимать необратимых решений без крайней необходимости, существующей в данный момент.
Послано - 21 Апр 2004 : 15:26:58
Помню рассказ про Аттилу. Там его учитель пришел к родителям ребенка, а они объяснили, что не быть ему художником, а планеты открывать, так как - гены. А он рассуждает о том, что родители растили ребенка, а сами ждали от него чего-то такого, изучали, контролировали. Вроде бы сами дали ему такую установку, как бы по Берну. А дело было не в генотипе, а в том, что он стремился вырваться из-под контроля. То есть, я так поняла. А возвращаясь к Урсуле, я тут еще выход придумала. Не забирать ребенка, но и не уходить, а заняться жителями, короче, вести пропаганду и агитацию, и убедить таки их, что жизнь за счет других не принесет счастья. Пусть решение освободить малыша будет коллективным.
Послано - 08 Мая 2004 : 22:02:04
Здесь уже говорили, что Орсинийский цикл - не совсем фантастика. Впечатление от 1-ой трети "Малафрены": это не "не совсем", это "совсем не". О чем роман? Э.Л. Войнич читали? Ближе всего. И по духу, и по событиям.
Послано - 03 Авг 2004 : 22:29:02
Я не хочу обидеть никого из почитателей Ле Гуин, но мне её творчество не понравлось АБСОЛЮТНО. Даже больше скажу - вызвало такое отвращение, что в книжном магазине я не могу заставить себя взять в руки её книгу просто, чтобы рассмотреть картинку на обложке. Может быть я просто не доросла еще до её произведений, но на меня они навевают такую убийственную скуку, просто ужас. Помню, когда я начала читать её книги у меня был душевный подъем, все было хорошо и весело, но по мере прочтения становилось все хуже и хуже. Мне начало казаться, что все беспросветно, все так плохо, что зачем вообще стоит жить на этом свете. Конечно, это может показаться бредом сивой кобылы, для меня это так и есть. Сейчас - когда все снова хорошо и пркрасно, но к книгам Ле гуин я не подойду даже на пушечный выстрел.
Послано - 04 Авг 2004 : 11:03:17
Элайя А может быть Вы не с той книги начали? ИМХО, начинать знакомство с Ле Гуин лучше всего с "Волшебника Земноморья".
Мой вам совет: не слушайте ничьих советов. И этого тоже.
Послано - 04 Авг 2004 : 14:13:11
Oleg, я и начала читать с Волшебника Земноморья, потом прочитала Гробницы Атуана, На последнем берегу и Техану. И еще пару рассказов Шкатулка, в которой была тьма, кажется так. Хватило за глаза и больше.
Послано - 09 Авг 2004 : 06:01:22
Приношу благодарность El за совет познакомиться с творчеством Урсулы Ле Гуин. Во время отпуска прочитал ряд книг, в том числе Волшебник Земноморья. Первые три книги прошли на ура, не мог оторваться. Люблю я книги о том, как юноши попадают в ситуации, когда им приходится быстро взрослеть и становиться мастерами в своем деле ("Королева солнца", "Флинкс" и т.д.). Только несколько подпортило общее впечатления последняя книга "Техана", по-моему, в ней не было необходимости (лучше б не читал, чтоб не портить общего впечатления). В противоположность к вышесказанному, не люблю регресс главных героев. Хотя конечно все логически заканчивается, но не по мне счастье главного героя у домашнего очага, при потере всех его магических сил.... Но не будем о грустном, в целом получил огромное удовольствие от очень качественного фэнтази.
Послано - 09 Авг 2004 : 09:58:05
"Техану" - не последняя книга цикла, есть еще две - "Сказания Средиземья" и "На ином ветру". И финал достаточно неожиданный. Во всяком случае всех, кто ждет, что Техану станет Верховным Магом и будет учить мужиков уму-разуму, ожидает облом.
Послано - 10 Авг 2004 : 03:53:54
И Техану не заканчивается логически (бог/дракон из машины никак не тянет на логический конец) и ее продолжение (На ином ветру), в котором Урсула попросту намеренно уничтожает созданный собою уникальный мир, этак походя отменяя ВСЕ введенные в нем ранее законы, вообще НЕ СТОИТ ЧИТАТЬ.
Мне очень жаль постаревшего автора... Не стоило собственный пессимизм и страх перед смертью выплескивать на читателя.
Послано - 10 Авг 2004 : 09:12:54
А мне жаль не повзрослевших читателей. Для меня вторая трилогия - гораздо важнее, чем детская ( кроме шуток, это действительно проходило по разряду "детская литература") первая.
Цитата: Для меня вторая трилогия - гораздо важнее, чем детская ( кроме шуток, это действительно проходило по разряду "детская литература") первая.
Ну зачем же так с плеча рубить-то. Не заметила у Ле Гуин "детских книжек". У нее всегда, как в хорошей кулебяке :), два-три слоя вкусностей, дополняющих друг-друга. Из "взрослой" трилогии читала только "Техану" и по уровню считаю ее слабее предыдущих трех, слишком прямолинейно идеология обозначена. В первых книжках, которые лично я считаю, собственно, "Волшебником Земноморья", занимательность повествования, его легкость и ненавязчивость непринужденно и изящно переплетаются с моралью и наставлениями. А уж описание путешествия в загробный мир в "На последнем берегу". На мой сегодняшний взгляд один из самых сильных моментов в трилогии, для ребенка там приключение и путешествие, для взрослого нечто другое.
Послано - 29 Авг 2004 : 18:40:37
Волшебник земноморья просто гениален. И самое примечательное в нем не сюжет, хотя он достоен всяческих похвал. На мой взгляд, самое примечательное - это "путь личности", описанный в романе. Как Гед из глупого мальчишки превратился во взрослого мага, как он в юности совершил ошибку и потом исправлял её... На последнем берегу и Гробницы Антуана я читал. А какие ещё существуют книги про Земноморье? Где можно найти электронную версию?
Послано - 29 Авг 2004 : 20:37:56
4-ая книга - "Техану" Вещь интересная... но некоторым не нравится... Вроде бы, есть и пятая... Хранители, помогите с названием!
Мавет: -------------------------------- "Техану" - не последняя книга цикла, есть еще две - "Сказания Средиземья" и "На ином ветру". И финал достаточно неожиданный. Во всяком случае всех, кто ждет, что Техану станет Верховным Магом и будет учить мужиков уму-разуму, ожидает облом.
Послано - 29 Авг 2004 : 21:17:36
Мне "Техану" не понравилась по той же причине, что и Сапковскому. Одно дело, если Гед возвращается к Тенар, помудревший и осознавший, что есть в мире вещи и поважнее Равновесия. И совсем другое - если он приползает к ней, надломленный и лишившийся силы, чтобы зализать раны.
Цитата: И совсем другое - если он приползает к ней, надломленный и лишившийся силы, чтобы зализать раны.
Зализать раны? Человек сам, собственноручно пожертвовал всем, что составляло весь смысл его жизни - и всё ради более высокой цели... Вы видели хоть одну книжку, где описывается жизнь героя после подобных событий?!
Обычно герой либо трагически погибает (и мы здесь понимаем, что автору такой герой стал попросту не нужен - было неизвестно, что с ним делать) либо медленно опускается (например, спивается...) на дно общества, становясь своей противоположностью...
С Гедом случай совсем другой - он долго и мучительно нащупывает ту ниточку, которая могла бы в конечном итоге дать ему новый смысл жизни. И он её находит!
Если кто из вас когда был близко знаком с человеком, потерявшим всё, что он наиболее ценил в этой жизни, то вы легко поймёте и книгу, и её героя. Ибо Ле Гуин никогда не писала просто книги...
"Волшебник Земноморья" - про обретение себя наедине с самим собой. "Гробницы Атуана" - про обретение себя наедине с другим, близким тебе человеком. "Самый дальний берег" - про обретение себя наедине со смертью... А "Техану" - книга про то, как обрести себя, когда от себя самого уже ничего не осталось...
Конечно, не стоит ожидать от этой книги всего - она проста и бесхитростна, она неспешна и наполнена мелкими событиями, смысл которых важен зачастую лишь главному герою... Здесь нет свершений вовне - они внутри - медленная тяжёлая работа по восстановлению и перестройке самого себя... И, как мне кажется, прочесть эту книгу стоит.
Послано - 28 Сент 2004 : 15:50:40
Надо сказать, что "Гробницы Атуана" (Волшебник Земноморья 2) произвели на меня гораздо более благоприятное впечатление. Может переводчик "виноват". Удалось передать всю темноту и тяжесть лабиринта и все такое... Оч.хор.
Послано - 11 Ноябр 2004 : 12:23:52
"На последнем берегу", третья повесть о Геде, волшебнике Земноморья. В главных ролях Гед и юноша, потомок Королей (привет Толкину), не обладающий магическими способностями. На этот раз в опасности оказывается все мироздание из-за "разрыва" между миром живых и неживых. Цель квеста - заделать дырку и наказать неГодяя, устроившего безобразие. Наверное самая сильная книга трилогии. Как Автору удается создать такой крепкий драйв в отсутствие поединков, перестрелок, погонь на авто и аварии из 115 машин - НЕПОНЯТНО! Под впечатлением, и очень приятным!
Послано - 11 Ноябр 2004 : 12:50:14
Что вообще приятно отличает Ле Гуин - от многих современных авторов и в особенности авторесс - отсутствие боевых сцен, превращающих книги в учебники по единоборствам. Поэтому я очень удивилась, узрев на обложке "Сказаний Земноморья" крепкую деваху, обвешанную оружием. Но это оказалось самодеятельностью издательства.
Послано - 06 Фвр 2005 : 16:21:57
Когда-то давно, не менее десяти лет назад, мы всей семьёй запоем читали романы Урсулы Ле Гуин из цикла "Волшебник Земноморья". Как же они нам всем нравились! Но с тех пор долгое время произведения этого автора как-то выпали из круга моего чтения. И вот недавно в магазинчике, где я довольно часто покупаю себе книги для чтения, наткнулась на томик со знакомым именем автора и совершенно незнакомыми мне названиями вошедших в этот томик произведений. Это были "Глаз цапли" и "Резец небесный".
Конечно, многие, лучше меня знающие творчество этой писательницы, могут тут усмехнуться. Подумаешь, открытие! Эти романы еще в семидесятых годах прошлого века были известны, и даже фильм был снят по одному из них (это я в нашем форумском каталоге прочла, не думайте, что сама такая эрудированная). Но я-то их не читала, и найти новые для себя произведения когда-то любимого автора было нечаянной радостью.
Сразу скажу, что не разочаровалась. Это не фэнтези, как земноморский цикл. В романах нет никакого волшебства. Способность главного героя "Резца небесного" видеть сны, меняющие действительность, тоже, на мой взгляд, допущение не фэнтезийное. Так что это фантастические романы. В первом, «Глаз цапли», действие происходит на далекой, изолированной от Земли, планете с поселенцами-землянами. Во втором, «Резец небесный», на Земле, в совсем недалеком будущем, если не сейчас. Сюжеты в романах развиваются динамично, читаются легко. В то же время, в обоих романах автор в своей ненавязчивой манере ставит, художественно осмысливает и заставляет читателя размышлять над такими никогда не устаревающими вопросами, как столкновение двух противоположных мировоззрений, возможность сопротивляться насилию ненасильственными методами («Глаз Цапли»), проблема этичности изменения мира человеком в соответсвии со своими понятиями о его благе и непредсказуемые последствия такого изменения («Резец небесный»).
Послано - 06 Фвр 2005 : 16:39:58
"Глаз цапли" как прочла несколько лет назад, так больше с тех пор и не открывала, видимо, уже пора. "Резец небесный" перечитывала много раз и всегда считала, что проблема этичности изменения мира человеком в соответствии... стоит в романе на втором месте, а на первое выходит "каждый должен заниматься своим делом и не лезть туда, где он ничего не соображает" :))
Nina, если не читали раньше, постарайтесь найти что-нибудь из Хайнского цикла, мне кажется, вам должно понравиться, это сильные вещи.
Послано - 08 Фвр 2005 : 14:05:53
А я познакомилась с творчеством писательницы по романам "Ожерелье планет Экумены". Читала и другие романы экуменического цикла, но они мне не понравились настолько, что я даже не помню названия. После этого читать "Волшебника земноморья" я не стала - подумала, если и там будет такая же скука Но почитав отзывы на форуме, пожалуй, решусь-таки прочесть. Летом, в отпуске... мечта... И вообще, хочу лето!!!!!!
Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах!