Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »
Критика - какая она должна быть - 2

Критика - какая она должна быть - 2

   Версия для печати
Страницы:
  1  2  3  4
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
KeLLendiL
Хранитель


Russia
511 сообщений
Послано - 06 Фвр 2008 :  19:25:41  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
MixShIp, вы не правы, а так же те кто поддерживает мнение о том что если автор новичок, первые строчки, а какой то плохой и мерзкий читатель припечатал крепким словцом его творчестве и муза сдохла, ручки опустились, то это проблемы автора, его комплексы, его неумение. Если молодой автор не может отстоять свое мнение перед другими, авторами, критиками, читателями, то это опять проблемы автора. Потому что нет абсолютно плохих комментариев, есть только абсолютно не умеющие писать авторы, которые бросают тексты, прикрываясь мнением читателя, обвиняя в своей несостоятельности их, что музы уходят, ничего не получается.



Отредактировано - KeLLendiL on 06 Фвр 2008 19:30:33

MixShlp
Мастер Слова


Russia
1367 сообщений
Послано - 06 Фвр 2008 :  22:52:49  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу MixShlp Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
KeLLendiL

Цитата:
MixShIp, вы не правы, а так же те кто поддерживает мнение о том что если автор новичок, первые строчки, а какой то плохой и мерзкий читатель припечатал крепким словцом его творчестве и муза сдохла, ручки опустились, то это проблемы автора, его комплексы, его неумение.

Легко! Вы физику проходили в школе? Элементарные лабораторные у вас были. И захотели вы собрать что нибудь эдакое... Сидите ковыряетесь, в кругу друзей, в кругу подруг. Подходит непомерный старшекласник и начинает вам рассказывать про вашу неправоту. Кстати, давненько вы видели старшекласников, в курсе современной манеры выражевывания? Вы думаете высказывания данного старшекласника, пусть и обоснованые по факту (ибо вы не правильно делаете) вам помогут?

Цитата:
Если молодой автор не может отстоять свое мнение перед другими, авторами, критиками, читателями, то это опять проблемы автора.

Что вы сделаете нашему гипотетическому старшекласнику? И будите ли вы потом собирать свой самолетик? Далеко не факт! Думаю, ммм... алегория, да? понятна.
Я хочу сказать только одно, всему нужно учиться. И писать тоже!!! А читатель, тем паче критик, фактически выступает в роли учителя. И элементарные человеческие отношения проявлять должен. И уж если взял на себя такую роль, критиковать молодых авторов, то и элементарную психологию будь добр - знай! А вот выросшего автора, можешь гонять и в хвост и в гриву, насколько квалификация позволит. Потому что фактически с любого студента слезать придется там же где залез, при этом далеко не факт, что студент перед этим земной шар обежит.
В качестве примера, нисколько вам не противоречащего, Есть такой академик Ковальчук,можете зайти на сайт РАН посмотреть. Был этот академик, по жизни троешником и двоешником. В курсе за что академика дают?
а если бы его в свое время не разглядели? А если бы закритиковали? В курсе где бы сейчас наша СВЧ-физика была? Я не спрю, характеристики автора должны быть на уровне, но и с читателей ответственности снимать никак нельзя!!!

Отредактировано - MixShlp on 06 Фвр 2008 23:11:18

KeLLendiL
Хранитель


Russia
511 сообщений
Послано - 06 Фвр 2008 :  23:11:07  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
MixShip, ваша аллегория крайне неудачна, но даже допустим я тронулся головой, собираю на физике самолетик, ко мне подходит старшеклассник и в грубых выражениях сообщает, что я занимаюсь фигней, останется только кивнуть сказать понимаю, а дома сделать то что хотел, если мне это интересно, или послушать старшего если все же в его грубых речах есть смысл, а не пытаться сделать колесо выдав за ноухау науки. Но тут возвращемся к писателям, из вашей пылкой речи понятно одно, нужно учится, так я вроде и не утверждал что не нужно учится писать, я утверждал, что не нужно учится писать, тем "писателям", которые реагируют загибанием мордочки в плачевную мину, когда им пишут плохие комментарии, а потом встают в позу поруганой чести. И запомни раз и на всегда, знаешь фразу: "Покупатель всегда прав.", так же и читатель всегда прав, потому что без читателя автор всего лишь неудачник. Поэтому читатель никому ничего не должен, а вот автор должен, причем всю жизнь и читателю, и тем кто публикует его.

-Ну что ты за идиот, Булыжник?
- Нормальный идиот, как все.
- Не уверен..

MixShlp
Мастер Слова


Russia
1367 сообщений
Послано - 06 Фвр 2008 :  23:14:43  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу MixShlp Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Автор тоже может сказать, Я никому ничего не должен, не нравится не читай, будешь хаметь, получишь бан. И кому от данного злобного критка хорошо будет? Всегда первым делом на любой наезд,ну в природе это человеческой, следует наезд ответный. и ни о какой обоснованости речь идти уже не будет,и учтены притензии тоже не будут... Совершенно!!! Не свойственно юным отделять зерна от плевел, пусть даже этому юному писателю под полтинник будет... Есть на СИ такие примеры...
Пойду лучше Астахову читать, чем воду толочь...

Отредактировано - MixShlp on 06 Фвр 2008 23:24:51

maky
Хранитель-дебютант - 2007


Russia
610 сообщений
Послано - 06 Фвр 2008 :  23:26:10  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Согласен с KeLLendiL в большей степени и с MixShlp в меньшей. Благодаря захваливаниям "безнадёжных", на СИ графомания расцвела пышным цветом, а "здоровая" критика практически исчезла, остались только злорадные поганцы, которые теперь гордо носят звание критика.
Поддерживать дарования важно и нужно, а вот приляпывать калекам костыли и говорить: ХВАЛИТЕ БОЛЬШЕ - ПОЛУЧИТСЯ АВТОР!!! преступно.

"Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов!" (с) Леонид Зорин "Покровские ворота"



MixShlp
Мастер Слова


Russia
1367 сообщений
Послано - 06 Фвр 2008 :  23:39:40  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу MixShlp Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Учить, спокойно и грамотно, а не строить из себя тигру рыкающую, честно, не понимаю, что такого противоестественного говорю? А сюсюкать, так вообще грех, к этому не призывал никогда... И отругать можно так чтоб человек радовался и был готов пахать и пахать, а не за нож или валерьянку хватался. Что тут непонятного?

Отредактировано - MixShlp on 06 Фвр 2008 23:43:52

maky
Хранитель-дебютант - 2007


Russia
610 сообщений
Послано - 06 Фвр 2008 :  23:48:22  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
MixShlp
Цитата:
Учить, спокойно и грамотно, а не строить из себя тигру рыкающую
В таком случае, милости прошу на литературный факультет МГУ/СПБГУ, там спокойно и грамотно за ваши собственные деньги разжуют и в рот положат.


MixShlp
Мастер Слова


Russia
1367 сообщений
Послано - 06 Фвр 2008 :  23:55:20  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу MixShlp Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
хе, критикам тоже учиться надо... СИ идеально подходит... Хотя лично мне родного института хватает... и по науке прогонят, и по запятым, и говорить научат...


KeLLendiL
Хранитель


Russia
511 сообщений
Послано - 07 Фвр 2008 :  00:29:53  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Maky, критика на СИ, сделала умно, поняв что Графоманы их атакуют, плюнула на всё и ушла. :))
MixShIp, не нужно крайностей, мы не бильярд играем где в углы нужно попадать, а обсуждаем, но видимо вы плохо понимаете ответы и темы обсуждения, а может максималистической болезнью, от молодых авторов заразились и пытаетесь доказать. Не стоит. Расслабтесь, ваше мнение поняли, приняли и отвергли, как слишком радикальное.)))

-Ну что ты за идиот, Булыжник?
- Нормальный идиот, как все.
- Не уверен..

Helio
Хранитель


Russia
681 сообщений
Послано - 07 Фвр 2008 :  00:44:27  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Helio  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Критика - вещь важная и нужная. Авторам она помогает сделать произведение лучше, а графоману лучше не тешиться иллюзиями и заняться чем-нибудь, что у него получается лучше. А если он/она пишет просто потому, что нравится сам процесс, то ему/ей всё равно будет безразлично...

Усё будет хо-ро-шо!

ghreoh
Наблюдатель



2 сообщений
Послано - 07 Фвр 2008 :  05:03:58  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Графоману критика не поможет. На то человек и графоман. И на каждого кто критикует найдется человек желающий продолжения и убеждающий что и так все хорошо.
По моему просто важно чтобы автор понимал, видя критику, что человек ему оставлил комментарий потому что хочет улучшить что-то, а не потому что у него, допустим, зуб болит.
При таком отношении автору очень даже приятно активное содействие критика.



Отредактировано - ghreoh on 07 Фвр 2008 11:06:38

tosmile
Хранитель


Russia
523 сообщений
Послано - 07 Фвр 2008 :  07:03:34  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
maky
Цитата:
Благодаря захваливаниям "безнадёжных", на СИ графомания расцвела пышным цветом, а "здоровая" критика практически исчезла.
Кто есть "безнадежные", пож. адреса, явки, пароли, на СИ когда-то было графомани меньше, нежели сегодня? Проблема, наверное, в другом – мало достойных обозревателей, а потому неизвестно к чему стремиться. Автор либо не получает объективных отзывов, либо получает от тех про кого вы сказали:
Цитата:
остались только злорадные поганцы, которые теперь гордо носят звание критика.
Кстати, интересно, это о ком? Ну, хорошо, есть люди, которые могут грамотно разобрать тексты, но им тоже неохота нарываться на грубость, так в чем проблема? Хочет автор объективности - закажет (разве мало просят?), не хочет - пусть варится в собственном соку или заказывает раскрутку, типа – "прочитал(а) обалдел(а) от счастья. Вы мне раскрыли глаза на действительно качественную литературу."
MixShlp
Мастер Слова


Russia
1367 сообщений
Послано - 07 Фвр 2008 :  08:32:22  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу MixShlp Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
KeLLendiL
Вот ведь... Проявление уважения... к себе в первую очередь, оказывается есть максимализированный радикализм. Хотя и правда, к чему все это...
Цитата:
критика на СИ, сделала умно, поняв что Графоманы их атакуют, плюнула на всё и ушла. :))

Может быть вы и правы, может быть по этому и не читаю теперь критику


KeLLendiL
Хранитель


Russia
511 сообщений
Послано - 07 Фвр 2008 :  14:34:46  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
MixShIp, вы снова играете словами, причем не тему. Я тоже мог бы сыграть словами в ваших ответах, но тут вроде не тема для флейма. Ну да ладно. Тогда исходя из выше сказанного вами, сделаю вывод: Автору новичку, критика и мнение обыватель, должно быть мягким, поясняящим и еще обучающим? Так? И еще эти условия выполняются к тому что бы читатель был уважающий себя. По первому могу сказать что если учить и подсказывать новому автору, как лучше и что исправить, то хочется потом спросить: "А нафиг нужен такой автор, который не может сам найти где, что исправить?" вот это получается ваше банальное неуважение самого себя у автора и неуважение читателей этим автором. А по второму, ваше высказывание выглядит пафосной демагогией, где надо уважать себя, для того что вытирать сопли новым авторам поучениями.

-Ну что ты за идиот, Булыжник?
- Нормальный идиот, как все.
- Не уверен..

Сколль
Магистр


Italy
162 сообщений
Послано - 22 Фвр 2008 :  00:02:57  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Не подумайте, что мой вопрос предвзят и вызван всякой досадой и обидой на "непрохождение в тройку лидеров", но не могли бы те, кто выдвинул рецензию про рыжую ведьму на первое место*, объяснить мне популярно, чем они руководствовались? Своей любовью к этому довольно посредственному и незамысловатому автору? Или особой художественностью предложенной рецензии? Мне просто любопытно. На будущее. Что тут у вас, так сказать, проходит "на ура"?

Зимний Волк Сколль

*Речь идет о конкурсе рецензий, проводимом в январе 2008 года [примечание Инквизиции]


Отредактировано - НикитА on 26 Фвр 2008 15:37:32

ak23872
Альтернативный хранитель года - 2006



566 сообщений
Послано - 25 Фвр 2008 :  06:06:33  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Эмо-рецензии проходят. Бурный поток сознания вызванный невероятным фактом прочтения новой книги. Рецензия, само-собой, должна быть положительной. Попросту говоря -- восхищайтесь: книгой, талантом автора, ну, и собой повосхищайтесь, как талантливым читателем. Фанатский сладкий стон ... у нас песней зовется. Женский стиль, впрочем от вашего лично пола это не зависит. Как бабья фэнтези есть, так и бабья критика. Мелодрама, критическая мелодрама. Жанр такой. Модный. Можно в стихах. Хотя бы свежо будет.

Второй вариант условно можно назвать мужским. Он или отрицательный или так называемый "объективный". К объективности без кавычек это ни малейшего отношения не имеет. Просто стиль изложения, как у Стругацких доклады писали в стиле "лаборант". А тут - "джентльмен". Больше непонятных терминов (рекомендую спец. литературу по литературе, главное на специалиста не нарваться, а то засмеют. Да тут такие не ходят), если книга переводная, сказать о качестве перевода, оценить обложку и бумагу, рассказать краткую историю своей встречи с книгой. Суровыми скупыми мужскими словами. Обязательно наличие стандартных фраз застрявших в голове со времен средне-школьных уроков по русскому языку и лит-ре (в первом случае фразы выбираются из книг соответствующего содержания, так то: любовные романы про это, иронические детективы, философия самиздатских коммерчески успешных "лишних людей", тексты песен эльфийских композиторов. Очень удобно: что рецензируешь, оттуда и выколупываешь.).

Самое главное, запомните, вы не должны ни словом обмолвиться о чем, собственно, книга. Спойлерс-с-с, спойлерс-с-с-с-с. Отсюда женский вариант предпочтительнее, ибо второй всегда выглядит омерзительно банальной педантерией. Даже не общим, а общественным местом. Тут уж лучше не выделываться (да, еще забыл, что следует выбирать к рецензированию книги сложные, талантливых авторов, про которые рецензент, естественно, кроме банальностей школьных ничего сказать и не может, а лишь квакает у подножья невлезающей в его мировоззрение горы. А проффесиональных критиков и литературоведов здесь не любят и не читают. "Для меня мнение простого читателя важней") просто ругать автора, книгу, издателей, Ельцина, школу и КПСС. Вас поймут. Тем более это будет правда. Правда, часто ругают за ерунду, хотя автора пора уже убивать мороженым хеком па галаве. Жалеют... А вдруг Пушкин!? Соблюдайте меру. А то попрекнут геноцидом молодых талантов. Еще можно писать эссэ. Ниочом, что-то среднее между первым и вторым вариантами.

Писать я начинаю
В башке бедлам и шум.
О чем писать не знаю
Но все же напишу
(Республика Шкид)

Тут главное выучить много разных метафор и поэтических выражений в вульгарно-романтическом стиле. Литературщина. Показать свою тонкую и ранимую натуру, никем , нах, не понятую. Хотя бывают тут эссе и добропорядочные, без мятежа. Да, стиль изложения не важен, не поймут. Не оценят. Сайт спесифичический. Пишите, как говорите, стилизации всегда смехотворны. Просто больше слов, красивых и разных. Разной длины и формы. Ошибки лучше исправить, а то есть любители придираться к грамматике.

Так, коротенько. Впрочем, все дерьмо.

---
Habent sua fata libelli pro capite lectoris


Отредактировано - ak23872 on 25 Фвр 2008 16:02:46

Дан
Хранитель года - 2006


Россия
5221 сообщений
Послано - 25 Фвр 2008 :  21:09:17  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Браво, Калашников, бис! А еще лучше напишите рецензию сами, а мы по ней пройдемся со вкусом.

С уважением,
Дан, мечта интилегента.


Отредактировано - Дан on 25 Фвр 2008 21:29:37

suhai
Мастер Слова



2732 сообщений
Послано - 26 Марта 2008 :  16:39:20  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Тут вот наткнулся. Вот это критика так критика - с ноги в промежность.
Цитата:
Виктор Топоров: Национальный фантастический бестселлер
В числе шестидесяти четырех литературных произведений, выдвинутых на соискание премии «Национальный бестселлер», я насчитал двадцать семь с определенной натяжкой могущих быть проведенными по ведомству научной фантастики.
Это прорыв?
Или всё не так страшно?
Давайте подумаем.
Бесспорный лидер этой части списка – молодой Дмитрий Глуховский блестяще дебютировавший в прошлом году антиутопией «Метро-2033» и полгода спустя развивший этот успех романом «Сумерки». На соискание премии выдвинуты сейчас оба романа – директором Московского дома книги и главным редактором «Книжного обозрения» (что следует признать двойным комплиментом по адресу издательства «Популярная литература») Александром Гавриловым.
«От фантасмагории один шаг до фантастики, и на этом «пятачке» дебютант Дмитрий Глуховский с романом «Метро 2033» неожиданно с легкостью уделал всех»
В декабре, подводя литературные итоги года на страницах «Взгляда», я написал :
«От фантасмагории один шаг до фантастики, и на этом «пятачке» дебютант Дмитрий Глуховский с романом «Метро 2033» неожиданно с легкостью уделал всех, кто из года в год увешивает себя мечами от дона Руматы и рассуждает о роли голованов в запутанной жизни Льва Абалкина.
Стругацкое дело нехитрое, скажете вы, и я с вами, пожалуй, соглашусь, но тем не менее…»
Дело однако в том, что суперпопулярный Глуховский едва ли обрадуется, если его назовут фантастом. Да и такие авторы как Андрей Тургенев (Вячеслав Курицын) , Игорь Сахновский (не говоря уж об Александре Проханове), да и многие другие из «списка 27-ми» сочли бы такую – еще раз подчеркну, не всегда безосновательную – аттестацию прямым вызовом, если не оскорблением.
Потому что быть фантастом («говнофантастом», - как, не церемонясь, выражаются в Сети) в нашей литературе считается не столько предосудительным, сколько позорным. Фантасты и их читатели (так называемый фэндом) обитают в отдельной резервации, имеющей ряд устойчивых признаков лепрозория.
Перед нами (вернее, в стороне от нас – и мы стараемся в эту сторону не смотреть) существует этакая Республика прокаженных. Точнее, Королевство прокаженных, на троне (буквально! У них имеется и трон) восседает Борис Натанович Стругацкий – слуга царю (покойному брату Аркадию) и отец (духовный) солдатам: тем самым – по самоопределению и по призванию – фантастам, которых нехорошим словом именуют в Сети.
Можно выразиться и резче: отношение к фантастам в литературной среде (отношение, разумеется, творческое, а не личное) целиком и полностью совпадает с отношением к «опущенным» в среде криминальной.
Человек, хоть раз напечатавшийся в одном из фантастических альманахов, или принявший участие в одном из фантастических конгрессов и съездов, или удостоенный одной из бесчисленных (и с презабавными названиями) фантастических литературных премий, моментально (однако раз и навсегда) превращается в «фантаста», - и это навсегда.
Вот почему большинство писателей, сочиняющих нечто антиутопическое, альтернативно-историческое, а то и просто волшебно-сказочное, бежит от творческого самоопределения «фантаст», как черт от ладана.
Вот почему со всеобщим недоумением сталкиваются принципиальные борцы против «апартеида» вроде Бориса Кузьминского, восемь лет назад включившего в престижную серию современной художественной прозы роман киевских супругов-фантастов Дьяченко и уже в нынешнем году номинировавшего на «НацБест» фантаста Святослава Логинова (роман «Россия на облаке»).
Вот почему отчаянно – но, увы, безуспешно – пытаются вернуться в «большую литературу» многие фантасты, из числа которых мне лично наиболее симпатичен Вячеслав Рыбаков.
Я, правда, резко раскритиковал два его последних романа, в которых (особенно в «Звезде Полыни») лауреат Государственной премии советских времен (за сценарий фильма «За миллиард лет до конца света»; в номинальном соавторстве с братьями Стругацкими) и один из отцов «Хольма ван Зайчика» старается вернуться в русло традиционной прозы.
Я раскритиковал, а другим понравилось. И, главное, мне известно, с какой страстью стремится Рыбаков отвлечься и отречься от фантастической «прокаженности».
Вот и в «Звезде Полыни» нет ни единого фантастического допущения (на которые со все большей легкостью идут литераторы, далекие от профессиональной фантастики); здесь присутствует разве что «мечтательное наклонение»: писатель вовсю выдает политически и патриотически желаемое за действительное. Но по сравнению, скажем, с Прохановым это - не просто реализм, а реализм социалистический…
Поэтому я с легким сердцем включил в этом году Рыбакова в список номинаторов – в надежде, что он, не чинясь, прономинирует себя сам – регламентом премии это не возбраняется.
Но, увы, корпоративная логика Республики прокаженных возобладала над творческими амбициями – и выдвинул Рыбаков фантаста Александра Щеголева (трэш-хоррор «Как закалялась жесть» - про торговлю человеческими органами с «актуальными» политическими аллюзиями).
Да, впрочем, и не приняло бы жюри премии «Звезду Полынь» - фантастики в этом романе уже не осталось, а «родовых примет» жанра, начиная с комикования «значащими» фамилиями персонажей, - хоть отбавляй.
Советская (и антисоветская) фантастика была особенно хороша в 1920-1930-е годы – во всем диапазоне от «Мы» и «Приглашения на казнь» до «Человека-амфибии» и «Аэлиты» с «Гиперболоидом инженера Гарина». И тогда занятия ею (или эпизодические обращения к ней, как у Всеволода Иванова, Мариэтты Шагинян, Ильи Эренбурга или даже Александра Куприна) отнюдь не слыли чем-то зазорным. Качество самой прозы плюс изобретательность творческой фантазии – вот что ставилось тогда во главу угла.
В середине прошлого столетия громко заявили о себе Иван Ефремов и братья Стругацкие. Любопытно, что, вопреки расхожему мнению, более серьезной идеологической проработке, да и прямым гонениям подвергался Ефремов, - да и удержался он, в отличие от братьев-соавторов, от публичного покаяния, оно же отповедь якобы непрошеным западным публикаторам.
Лидерство однако же захватили – раз и навсегда – Стругацкие, по праву считающиеся основоположниками современной фантастики. Однако – «Я тебя породил, я тебя и убью!» Стругацкие не только даровали жизнь нынешней фантастике, но и, сформировав канон жанра, а главное, научив и благословив множество по-разному одаренных (но одинаково угодливых) подражателей загодя обрекли ее на долгую, мучительную и в каком-то смысле позорную смерть.
Творческое кредо Стругацких: беззастенчивое заимствование идей, образов и целых «миров» у Запада (чего стоит сопоставление «Обитаемого острова» с «1984») и отчасти у советских коллег (сравни «Парня из преисподней», да и весь так называемый «прогрессорский» цикл хотя бы с «Всадниками ниоткуда»); широкое использование стиля (вернее, стилька!) советской прозы 1960-х в обоих его изводах – «молодежной» (она же «исповедальная») прозы и научно-производственного романа, условно говоря, гранинского типа; постоянные клятвы в верности идеалам коммунизма (с особым упором на непролетарский интернационализм); искреннее, по-видимому, преклонение перед всемогуществом КГБ (и осторожные сомнения в его мудрости); плюс, разумеется, классический шестидесятнический кукиш в кармане – как у талантливого (тогда) Василия Аксенова или совершенно беспомощного (как прозаик) Булата Окуджавы…
Всё это, к тому же, подавалось в ореоле «научности» - от профессионального астронома и, только во вторую очередь, от профессионального переводчика, хотя оба они, начиная с какого-то момента, были скорее профессиональными обитателями советских Домов творчества.
Это была, впрочем, взрывоопасная смесь и вполне съедобная, даже лакомая – терпкая, пряная, остро нравящаяся и густым бараньим духом, и едкими абхазскими пряностями (так кормили на мысе Пицунда, правда, не в самом Доме творчества, а в прилегающих ресторанчиках, даже в специализирующемся на живой рыбе «Инките»).
А когда «прикрыли» молодежную прозу (или она выдохлась сама?), когда, вслед за Граниным, потускнела научно-техническая, когда поднадоела военная и лишь сильно «на любителя» осталась «деревенская», - после всего этого выяснилось, что братья Стругацкие со своей фигой в кармане и со своим юморком (граничащим с запрещенным, разумеется, матерком) превратились чуть ли не в единственных властителей дум для широких слоев тогдашней образованщины.
Но у кукиша в кармане, пусть и у самого злонамеренного, имеется одно обидное свойство: с годами он ссыхается.
Ссыхается и в кармане, и – особенно стремительно – ссыхается, когда его, по тем или иным причинам осмелев, «достают из широких штанин» и показывают – но непременно задним числом – властям предержащим.
Строго говоря, именно это и произошло с братьями Стругацкими в начале перестройки: вытащенный из кармана кукиш моментально и окончательно превратил философскую фантастику в псевдофилософскую (какой, впрочем, она и была изначально).
У братьев случился творческий развод, они попробовали было писать порознь (в частности, были опубликованы два унылых и мутных сочинения под псевдонимом С. Витицкий); Аркадий Натанович умер, а Борис Натанович водрузил свой трон в ЦСЛИК на петербургской набережной, учредил премию собственного имени (и множество других), увешал «мечами Руматы» собственных учеников, клевретов и прихлебателей, ухитрившись «зацепить» и, соответственно, «зачморить» пару-тройку вроде бы никак не связанных с фантастикой писателей.
Так и повелось, что никакой другой фантастики (кроме как от братьев Стругацких – или с их благословения) нет и быть не может.
Борис Натанович, к тому же, долгие десятилетия руководит семинаром для «подрастающего поколения». Человек он вроде бы славный, приятный и безобидный. Фантасты к нему тянутся.
В лепрозорий.
Вся современная фантастика лежит у подножия заведомо шутовского трона - и отчаянно старается подражать тому, что давным-давно умерло (отмерло; или, как в анекдоте, само отвалилось), а может быть, никогда и не существовало, а только мнилось.
Структурированная таким образом (тремя концентрическими кругами, как планета – то ли Гиганда, то ли Саракш – в одной из повестей АБС), Республика прокаженных решительно предпочитает бесконечный ужас собственного существования ужасному концу. Никакой другой фантастики у нас вроде бы нет.
Не ясно, правда, как в таком случае, отложив «Россию на облаке» и «Как закалялась жесть» в сторонку, отнестись к двадцати пяти из шестидесяти четырех номинированных на «НацБест» произведений, начиная с двух романов того же Глуховского.
Не фантастика?
Ненастоящая фантастика?
Новая фантастика?
Настоящая фантастика?
Неговнофантастика?
Выбор, как всегда, за читателем.
Читателю и вообще живется далеко не так трудно, как нашему брату писателю и ненашему брату фантасту, - в Республике прокаженных или где еще.

http://www.vz.ru/columns/2008/3/22/154091.html



Отредактировано - suhai on 26 Марта 2008 16:44:56

kolibri
Хранитель


Ukraine
322 сообщений
Послано - 26 Марта 2008 :  17:28:59  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Много текста. Много буков, слов и предложений. Смысла мало. Человек делает выводы без аргументов. Называет одних, называет вторых, а вот почему первые именно "первые", а вторые плетутся за ними - не указывает...
Странно...

ZBA

Admin
Администратор
Денис
Мастер Слова


Russia
2072 сообщений
Послано - 26 Марта 2008 :  18:20:19  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Аргументы в эту маленькую статейку (это ж колонка, а не исследование) не поместятся. Да и не нужны они здесь. Ибо критик просто по верхам прошелся, обозначил ситуацию. Критик сказал что почем (хотя с дифирамбами в адрес "Метро..." согласиться трудно), на этом его роль в ДАННОМ случае и закончилась.
Что касается того, какой должна быть критика... Она для начала просто должна быть. Потому что очень многие писатели сейчас говорят о том, что критики как таковой нынче почти что и нет. Вот когда она будет - критика, а не критиканство - тогда можно вникать во всякие "степени занудности" и все прочие детали. Которые, кстати, зачастую просто надуманы людьми, которым критическое исследование читать лень.


Mat
Мастер Слова



11991 сообщений
Послано - 26 Марта 2008 :  18:23:59  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
АБС выдерживают издания, читаются, во многом - актуальны. Из "подражателей", выделяется один Шумил. Может, большинство отечественных фантастов на АБС и воспитано, да времена - не те, крушение Мира Полудня видели уже сами авторы - и декларирующие подобные идеи ныне "Ван Зайчики" пишут, в большинстве своём, вполне по современному ксенофобские тексты, "разжигающие рознь" большей части известных в природе разновидностей ;)

Mat, if you don't mind

suhai
Мастер Слова



2732 сообщений
Послано - 26 Марта 2008 :  20:12:37  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Ван Зайчик - ксенофоб? Интересная постановка вопроса. Зайчик может быть хорошим или плохим, но уж точно не ксенофоб. Тем более Рыбаков не просто ученик Стругацких, но даже как бы и соавтор.


Mat
Мастер Слова



11991 сообщений
Послано - 26 Марта 2008 :  21:43:25  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
У АБС - хоть из красногвардейца, хоть из эсэсовца - можно при случае и человека сделать - только внешнее управление сними. И даже когда описывается офицер, тот же ротмистр Чача - вначале показывается, какой он герой, а затем указывается, что все свои злодеяния он вершит от глупости и трусости ;) А уж "Гепард" - так и вообще - талантище - просто в скотских условиях развернулся :) И даже по Экселенцу - психушка плачет - а не зона строгого режима. Туго у АБС с врагами. Дикость и невежество - враги, а не державы, цивилизации и персоналии.

У Рыбакова - всё окружение враждебно без изъятья. Априорно. К чему доказывать? Окружение? - Значит - враждебно! Всякий, кто не любит воевать (и производить ОМП покошмарней) - трус, предатель и изменник родины. Все "недорастворившиеся" "малые" (и не очень) народы - враги - по определению и вражьи прихвостни - притом. Надо сказать, что я прочитал несколько эдаких "шедевров" - ещё до того, как "поплавал" на просторах рунета. Сикорски, по сравнению с автором - показался эталоном психического здоровья. Но... здоровье это - "пляшет" от среднего, так что, на общем фоне, автор, к превеликому сожалению - здоров-таки...

Mat, if you don't mind

SeaJey
Мастер Слова


Russia
2974 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  14:34:49  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу SeaJey Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Очень интересная статья по теме, автор - Андрей Архангельский:


Профессия критика в России убита узостью мышления и внутрицеховыми стереотипами, как следствие – неспособность критиков оценить даже такой простой фильм, как «Адмирал».

В этом году у первого русского критика Виссариона Белинского - своего рода юбилей: 160 лет назад он умер; правда, случилось это в мае, но размышление ведь у нас не о Белинском, а о том, как и кто сегодня становится критиком.

Белинскому было 25 лет, когда он написал свою первую статью («Литературные мечтания» со знаменитым тезисом «У нас нет литературы») и стал знаменит в одночасье. Я, честно говоря, вообще не представляю, есть ли сегодня шанс у человека 20-25 лет стать критиком, состояться и закрепиться в этом качестве.

Критик – это тот, по определению, кто пишет критические статьи. То есть большей частью критикует.

Представим даже, что такой человек закончил отделение критики и пришел в журнал, в газету: «Здрасьте, я критик!» - вы что, думаете, ему дадут чего-то там критиковать? Да он в лучшем случае будет 10 лет писать заметки, прежде чем ему позволят употребить местоимение «я». В большинстве СМИ сегодня делают вид, что такого жанра, как «критическая рецензия», вообще нет. Ведь критика искусства есть вещь вдвойне субъективная, а стало быть это - «навязывание своего мнения читателю».

Читателя интересует – объяснят, например, театральному критику в редакции, – что было на сцене; новые костюмы, декорации; новые режиссерские фишки. Кто в зале на премьере сидел: министр такой-то, полпред такой-то. Словом, новости. Естественно, при таком подходе большинство критиков превращаются в стерилизаторов или, в лучшем случае, популяризаторов искусства.

Читать дальше...



Inquisition. Inspecting people. (c)

Mat
Мастер Слова



11991 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  14:47:31  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Ну... правильно. Массовому читателю, как и массовому писателю, белинские - не нужны совершенно. Ощущается глубокое Дежа Вю ;) Кажется, я это на форуме - раз в пятый повторяю :-)

Mat, if you don't mind

FH-IN
Мастер Слова



2626 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  15:16:24  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Назрел вопрос определения что такое массовый читатель?

Есть к примеру газета где критику объяснят что читатель хочет то-то и то-то. Только это ведь не массовый читатель, это читатель именно этой газеты. А газеты бывают разные, для домохозяек, для садоводов, для любителей театра.
И что везде одно и то же?
Или мы эдак по простому, по арифметически всё складываем, смотрим что одинаково и считаем это массовым читателем?



Mat
Мастер Слова



11991 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  15:26:36  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Скажем так. Фантастам - нередко говорили, что рынок фантастических рассказов в журналах - ограничен крайне. Тогда, находились Азимовы, АБС и прочая - и учреждали специализированный журнал. Дабы выяснить на деле, что некоторый спрос, всё же, наличествует. Хоть и не ажиатажный :)

Для того, чтобы белинские (а не нормальная, простая и доступная народу критика в пять-семь строк ;) ) могли выпускать свои журналы, им нужно суметь навязаться школам, библиотекам, гуманитарным ВУЗам. Где-то так. Это не коммерческий сектор. ИМХО. Сомневаются - пусть опровергнут. Не словом, но делом :-)

Mat, if you don't mind

FH-IN
Мастер Слова



2626 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  18:48:39  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
И почему всё опять свелось к рынку? :)
Mat у Вас не понятно, кто выступает так сказать стороной действия - рынок или издатель? То есть или не продаётся или же не продают?
А то говорите сначала что "Азимовы, АБС и прочая" когда им понадобилось продали, а потом что белинские не идут по пятаку за пучок, и надо бы ввести гос-закупки. Как-то одно с другим не стыкуется.


Mat
Мастер Слова



11991 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  19:43:38  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой

То есть или не продаётся или же не продают?

На мой взгляд, не продают именно потому, что не продаётся, а не сдуру ;)


А то говорите сначала что "Азимовы, АБС и прочая" когда им понадобилось продали, а потом что белинские не идут по пятаку за пучок, и надо бы ввести гос-закупки. Как-то одно с другим не стыкуется.

Стыкуется. Разница - моя личная оценка рынка. Т.е., я и не зная о скромном успехе фантастических журналов, просто из спроса на НФиФ в целом - всё равно предположил бы, что можно, пусть и со скрипом, во всех форматах продавать - а не только в уже продающихся. А вот лиц, готовых покупать труды Белинских - я вообще не встречал в реале. Виртуально... ну, один представитель фэндома на пару-тройку дюжин. Мало.

Mat, if you don't mind

FH-IN
Мастер Слова



2626 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  20:05:23  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Думаю всё же дело не в рынке. Вот этот Архангельский пишет что нет сейчас критики под "белинского". Физически нет.
Я в принципе не знаток критиков, так что может кто другой знает правда цэ или нет. Ведь если бы кто то писал такую критику то его бы заметили, та же самая "тусовка" из фэндомов.
Имя то себе можно сделать и без оплаты. Даже нужно я бы сказал. Но не видно, или не вижу.


Mat
Мастер Слова



11991 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  20:12:03  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Затраты на рекламу обратно пропорциональны квадрату востребованности вашего творчества, выраженной в проценте шумно восхищённых читателей ;)

Mat, if you don't mind

FH-IN
Мастер Слова



2626 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  20:31:58  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Ну почему сразу восхищённых?
Хватит просто шумно реагирующих :)


Mat
Мастер Слова



11991 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  20:45:15  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
А! Ну, таким Белинским - и я, при случае, выступаю. Тут, главное - довести своё мнение до тусовки оскорблённого писателя ;)

Mat, if you don't mind

Anett
Хранитель


Россия
511 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  21:10:41  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Anett  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
FH-IN пишет:

То есть или не продаётся или же не продают?

Спрос рождает предоложение. Это всем известная истина

Это не стеб...это юмор...ну, правда, шутю я так


FH-IN
Мастер Слова



2626 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  21:15:21  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
А он вроде таким и был, этот Белинский :)
Там у Архангельского было название первой статьи Белинского «Литературные мечтания», я нашёл.
Для начала он всех обидел :)

Так что дело ведь не в скандальности, дело главным образом во взгляде критика - глубок ли он, точен, интересен, своевременен.


ak23872
Альтернативный хранитель года - 2006



566 сообщений
Послано - 23 Ноябр 2008 :  22:54:14  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
FH-IN


Думаю всё же дело не в рынке. Вот этот Архангельский пишет что нет сейчас критики под "белинского". Физически нет.
Я в принципе не знаток критиков, так что может кто другой знает правда цэ или нет. Ведь если бы кто то писал такую критику то его бы заметили, та же самая "тусовка" из фэндомов.


Ну, так он и пишет о тусовках, "внутрицеховых стереотипах". Толку, что там заметят-не заметят, за пределами тусовки никто не узнает. Вы вот много ли знаете, что за пределами тусовки Кубикус происходит? Или тусовки "Самиздат"?


А он вроде таким и был, этот Белинский :)
Там у Архангельского было название первой статьи Белинского «Литературные мечтания», я нашёл.
Для начала он всех обидел :)

У Архангельского Белинский упрощен для массового читателя :) Например, тезис "У нас нет литературы" не принадлежит Белинскому. Но в статье сказано, что Белинский -- первый наш критик, и потому... Надо так. Белинский такая же вершина невидимого рутинного литературного процесса, как и Пушкин, к примеру. На пустом месте такие явления не возникают.

---
Habent sua fata libelli pro capite lectoris

Mat
Мастер Слова



11991 сообщений
Послано - 24 Ноябр 2008 :  01:35:35  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой

Ну, так он и пишет о тусовках, "внутрицеховых стереотипах". Толку, что там заметят-не заметят, за пределами тусовки никто не узнает. Вы вот много ли знаете, что за пределами тусовки Кубикус происходит? Или тусовки "Самиздат"?

А это уже - из области информационных технологий ;) Положим, что есть у нас на форуме дюжина активных Хранителей, каждый из которых вхож в две-три окололитературные тусовки. Через сколько рук дойдёт до Архивов инфа с самого информационно удалённого форума, буде заметный литературный раздел найдётся хоть на десятке тысяч этих форумов?

Mat, if you don't mind

nadian
Мастер Слова


Россия
2205 сообщений
Послано - 24 Ноябр 2008 :  12:35:35  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Точка зрения Архангельского понятна и вызывает сочувствие. Да вот только одно он упускает из виду: Белинский писал для элиты. Для тех, кто обладает знаниями и способен его понять. СМИ, в которых он печатался, были предназначены для элиты, а не для основной массы населения. То, что мы о нём знаем, заслуга нашей системы образования, а не востребованности его взглядов у обывателей. Да, то, что печатают современные СМИ, вовсе не критика, Архангельский прав. Ну так эти СМИ и не имеют своей задачей преподнести читателю высококачественный критический разбор. Они просто отрабатывают деньги, печатая отзывы и аннотации. Если у людей будет спрос на хорошую критику, она будет печататься непременно. А пока спроса нет - естественно, и критики нет (по крайней мере, опубликованной). Тут уж Архангельскому следовало бы предъявить претензии к функционерам от образования, значительно снизившим его качество в нашей стране.

бог без улыбки есть дьявол

Денис
Мастер Слова


Russia
2072 сообщений
Послано - 24 Ноябр 2008 :  13:29:36  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
nadian

Если у людей будет спрос на хорошую критику, она будет печататься непременно. А пока спроса нет - естественно, и критики нет

Спрос есть - уже тот факт, что вопрос этот обсуждается, и находит понимание, о наличии этого спроса красноречиво свидетельствует. А вот предложения серьезного, качественного - не хватает. И на самом деле ситуация намного сложнее - речь надо вести о том, что люди все меньше готовы прикладывать усилия ради того, чтобы обдумать "входящую информацию". Кризи критики - это частный случай. Равно как частный случай - снижение спроса на серьезную литературу. Вместе они, и другие частные случаи (обилие сериалов и так далее) есть уже явление.
При этом усилий не может прикладывать не только читатель, но и писатель. Поэтому вместо серьезных книжек - треш, и вместо критики - развернутые (в лучшем случае) отзывы.

следовало бы предъявить претензии к функционерам от образования, значительно снизившим его качество в нашей стране

Не только в этом дело. А еще и в том, что сейчас люди слишком быстро живут, чтобы читать серьезное и осмыслять серьезно. Это не для того, чтобы камни в других кидать, или что похуже - просто я у себя, например, тоже эти симптомы вижу, и мне от этого грустно и страшно.

Отредактировано - Денис 24 Ноябр 2008 13:32:42

nadian
Мастер Слова


Россия
2205 сообщений
Послано - 24 Ноябр 2008 :  14:12:03  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Денис

А вот предложения серьезного, качественного - не хватает

Не верю я в бесталанность стосорокадвухмиллионной нации. Если бы многим реально хотелось бы читать критику, если бы эти многие наслаждались бы этим - то проявились бы критики. Спрос рождает предложение, а не наоборот. Допускаю даже, что грамотные критики есть, но они невостребованны. Время от времени читаю толстые журналы типа "Знамя", "Октябрь" и т.п. Критика там вообще самый интересный раздел. Но тиражи у этих журналов... Судя по всему, только библиотеки их и выписывают.


сейчас люди слишком быстро живут, чтобы читать серьезное и осмыслять серьезно

Согласна, но кем же культивируется такой ритм, если не государством?

бог без улыбки есть дьявол


Отредактировано - nadian 24 Ноябр 2008 14:14:24

Тема продолжается на 4 страницах:
  1  2  3  4
 
Перейти к:

Ответить на тему "Критика - какая она должна быть - 2"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design