Ник Перумов: «Игра убивает воображение. Книга его будит»

25.03.2016 15:04:57
Ник Перумов: «Игра убивает воображение. Книга его будит»
Ник Перумов: «Игра убивает воображение. Книга его будит»

Ник Перумов – один из ведущих российских авторов фантастической литературы, лауреат многих литературных премий в области фантастики, в том числе самых престижных конвентов «Евроскон» и «Роскон». В марте этого года он порадует читателей новой историей, мало похожей на то, что издавалось ранее, – «Молли Блэкуотер. За краем мира». Это будет история о рыжеволосой девушке-подростке, дочери железнодорожного доктора, которой придется принимать непростые решения. Уже более 15 лет Ник Перумов живет в Северной Каролине, где пишет книги, а также работает в научном институте по своей основной специальности – биофизика, однако нам все же удалось расспросить автора о том, как ему пришла идея после длительной работы над миром Упорядоченного, где главные герои – Боги, написать совсем непохожую на все предыдущие книгу.

– В какой-то момент у меня возникло ощущение, что с великими богами и воителями я упускаю что-то не менее важное, хоть и не столь эпичное. Но ведь главным в литературе всегда останется человек. И мне хотелось вернуться к корням. Плюс к тому мне действительно хотелось использовать свое многолетнее пребывание в толще англо-саксонский культуры (распространяющейся не только на Англию, но и на США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию).

– Расскажите подробнее о новом мире.
– Этот мир, можно сказать, постапокалиптичен. Но, разумеется, он не похож на миры «как после атомной войны». Это мир, переживший некий не очень понятный Катаклизм, который не столько разрушал, сколько перетасовывал земли, пространства и времена. В результате у нас есть Британия, слегка изменившая название и оказавшаяся полуостровом: где-то в Шотландии, в районе гор произошло сопряжение с необъятными лесными просторами, напоминающими Русскую равнину. Разумеется, с соответствующим населением, которому обитатели Британского полуострова дали название Rooskies. В самой же Британии царит эпоха пара и правит Её Величество Королева. Я не даю специальных пояснений, возник ли этот мир как результат катастрофы или же случился где-то в параллельной вселенной. Для сюжета и истории это не столь важно.
Молли Блэкуотер в этом мире – единственный репортер, вся история рассказана так, как видит ее девочка. Она – одновременно и точка сборки двух совершенно разных миров, укладов, образов жизни. Она – та мера, которой измеряются эти два мира.

– Ощущение, что книга рассчитана на более молодую аудиторию, чем «Гибель Богов». С чем это связано?
– Совершенно верно. И связано это прежде всего с тем, что в эпоху компьютерных игр и социальных сетей очень важно обращаться к молодому читателю. Собственно, прекрасным примером является Поттериана Джоан Роулинг, о которой в Америке говорят, что благодаря ей десятки миллионов детей и подростков открыли для себя чтение не как обузу или нудную школьную обязаловку, но как удовольствие. Нам надо бороться за читателя, надо предлагать ему альтернативы. Я часто говорю, что любая, даже самая скверная книга куда лучше самой хорошей компьютерной игры. Игра убивает воображение. Книга его будит.

– Как Вы погружались в атмосферу стимпанка? Или Вы были давно знакомы с этим сеттингом?
– Мне это было сделать относительно легко. Викторианская Англия, на которой построен классический стимпанк, прекрасно описана – и в художественной литературе, и в исторической. Соедините это с «невозможными технологиями», представьте, что КПД пара куда выше, чем в реальности, – и вы получите весьма своеобразный мир, мрачноватый, жестокий, но в то же время весьма притягательный.

– Судя по всему, в книге присутствует аллюзия на современный мир?
– Любая книга – это наш современный мир. Одна показывает его более открыто, другая – чуть менее. Но в «Молли Блэкуотер» аллюзий на наш мир, конечно, хватает. Хотел бы показать прежде всего то, как нас воспринимают в западных пределах мира, взглянуть на нас глазами соперника (не врага, подчеркиваю, а именно соперника). Так получилось, что я достаточно хорошо знаю, как именно на нас смотрят – не в пропаганде, а в реальности. Поэтому и хотел столкнуть представителей двух миров, провести их по грани конфликта и попытаться понять, как этот конфликт может быть разрешен.

– Как сильно на эту книгу повлияла нынешняя геополитическая обстановка и тот факт, что Вы наблюдаете за всем этим из Америки?
– Очень сильно. Варвары-Rooskies перестали быть уделом лишь кабинетов политиков или пропагандистов. О нас заговорили простые люди. В течение многих-многих лет они почти ничего не слышали о нас. Россия исчезла с их горизонта. Политики принимали заявления, подписывали (или не подписывали) соглашения, совершали взаимные визиты, но люди пропускали все это мимо ушей. А, Россия, русские? Они где-то невероятно далеко. Они нам больше не угрожают и они нам не интересны.
Так было до недавнего времени. А потом все изменилось. На нас вновь смотрят – недоуменно и непонимающе. «Коммунисты» давно ушли. А что вместо них? Непонятно. Поэтому мне хотелось написать, помимо всего прочего, и о возможности понять друг друга – разумеется, если с другой стороны выказывается хоть какое-то желание понять.

– Насколько долгой станет история Молли?
– Эта история относительно (для меня) небольшая. И должна полностью выйти в 2016 году. Первая книга – «За краем мира» – увидит свет в марте. Вторая – «Сталь, пар и магия» – в конце августа. Ну, а третья, как я понимаю, где-то к концу октября. На этом история Молли Блэкуотер, ее друзей и недругов закончится, но, как известно, «никогда не говори никогда!».

– Как часто бываете в России? Когда у Ваших читателей есть шанс пообщаться с Вами вживую?
– Бываю 2–3 раза в год. И сейчас вот планирую приехать во второй половине марта. Как обычно, представлю книгу в Москве, Петербурге, на этот год добавится Екатеринбург и еще несколько городов, с которыми ведутся переговоры. Так что будет возможность пообщаться.

Беседовал Антон Павлов

Добавление комментария к новости

12345