Н. Ерофеева: Мы не бандиты, мы благородные пираты...

28.02.2017

Н. Ерофеева

Мы не бандиты, мы благородные пираты...

 

В последнее время в сети все больше разгораются споры о книжном пиратстве.
Часть из этих обсуждений адекватна, часть – нет, как это всегда случается (особенно по весне). Но все эти споры касались морально-этической стороны вопроса и собственно проблем авторов, не издательств. А что происходит в волшебной стране под названием «издательское дело» - будто бы тайна за семью печатями.
Давайте чуть-чуть приоткроем завесу.

«Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?»

Сначала я всё же выскажусь по морально-этической стороне вопроса.
Для меня здесь не может быть двух мнений. Любая работа должна оплачиваться. И неважно, что делал человек – писал книгу или потолок вам натягивал. И удовольствие, которое он получал от этого процесса, не работает в качестве оправданий воровства. Просто мастер по натягиванию потолков может дать заказчику в морду за отказ платить деньги за его труд, а автор книги не может этого сделать.
Воровство – это плохо, говоря словами из бессмертного стихотворения Маяковского.
И всё.
Однозначно.
Всё остальное – лицемерие, переливание из пустого в порожнее и откровенное враньё.
Стыдно, товарищи, стыдно!

А теперь – про издательское дело.

1. Падение тиражей

В последние годы тиражи выпускаемых книг неуклонно снижаются. Если кому-то особенно интересно, статистические данные можно посмотреть на сайте Российской книжной палаты, а я расскажу вкратце.
Если ещё в 2011-2012 году тираж 7000 в сегменте художественной литературы считался вполне себе нормой, то сейчас это уже почти фантастика. Норма – 1500-3000 экземпляров.
И причина не в том, что «люди стали меньше читать». Развитие электронного книгоиздания привело к развитию пиратства. Если раньше, чтобы «стырить» книгу, надо было её отсканировать и распознать, то теперь достаточно просто дождаться появления официальной версии на литресе.
Пытаясь бороться с этим прогрессирующим явлением, издательства начали…

2. Увеличение числа наименований

… увеличивать число наименований книг.
Это логичный выход. Нужно же как-то наращивать мощности. Если мы не можем выпускать большие тиражи, надо выпускать больше наименований.
В результате рынок начал захлёбываться. Если в том же 2011 году фэнтези-серии можно было пересчитать по пальцам одной руки, то сейчас их количество превышает разумные пределы. У одного АСТ их, если мне не изменяет память, восемь – Другие миры, Руны любви, 50 оттенков магии, Магический детектив, Волшебная академия, Вершительницы, Звезды Рунета-фэнтези, Звезды романтического фэнтези. И это ещё не факт, что я всё вспомнила. Вполне возможно, что скоро откроется ещё парочка-троечка новых серий.
Вот таким образом, пытаясь покрыть разницу в тиражах, издательства множат серии, загоняя себя в заколдованный ведьмин круг, из которого нет выхода.

3. Рост цен на книги

Самый радостный пункт, правда?
А вы даже и не догадывались, наверное, что пиратство помогает росту цен на книги? Естественно, а как же иначе. Меньше тираж – больше себестоимость, и соответственно, цена. Расходы-то те же самые. Книгу всё равно надо отредактировать, отдать на корректуру, сверстать, ещё раз отдать на корректуру, сверить после внесения все правки, нарисовать обложку, подготовить файлы для типографии и напечатать.
И очень часто бывает так, что редактор, нервно хихикая во время расчёта себестоимости, понимает – эта самая себестоимость равна планируемой прайсовой цене. Поясню на всякий случай – книжки одной серии в прайс-листе стоят одинаково, точно так же, как книжки в одном и том же сегменте (например, в фэнтези) должны стоить примерно одинаково, иначе эта конкретная серия будет неконкурентоспособна.
Да, и у меня бывали случаи, когда начальство говорило – цена в прайсе должна быть 140 рублей (это значит, что себестоимость – примерно 70 рублей), а я только себестоимости насчитывала на все 150, а то и больше.
Таким образом кроме извечных русских вопросов «кто виноват?» и «что делать?» в издательствах родился ещё один вопрос – «как бы сэкономить?»

4. Ухудшение качества книг

Только не говорите мне, что вы не помните прекрасную в своей гениальности картинку о зависимости «время-деньги-качество». Но если вы вдруг забыли, я вам напомню.
Рост количества наименований приводит к сокращению времени, которое отводится на редакторскую подготовку книги. При этом денег больше не выделяют, ибо себестоимость из-за сокращения тиражей и так зашкаливает.
А теперь смотрим на картинку. Внимательно так смотрим. И делаем выводы.
Бывают отдельные издания, на которые выделяют больше времени и денег, но это не там, где тиражи до 4000 экземпляров. Увы.
К сожалению, подобная внутренняя издательская политика приводит к очень печальным последствиям.

Мы не бандиты, мы благородные пираты...(с) книги, издательство, честность, воровство, борьба с пиратством, не мое, Копипаста, Авторские права, длиннопост

5. Вымывание специалистов из отрасли

Количество наименований книг растёт, соответственно, работы у редакторов и прочих специалистов только прибавляется. А денег больше не выделяют, ибо себестоимость же.
Вот так и получается, что очень многие уходят из отрасли. Особенно кошмарная ситуация складывается с корректорами. Издательская ставка на корректуру одного авторского листа текста - меньше 140 рублей. Крайне сложно найти грамотного корректора, который захочет читать за такие деньги. Корректура – это очень тяжёлая работа. И невозможно сделать её хорошо за день или два.

Вот так, потихоньку, мы пришли к самому печальному для меня пункту.

6. Книги без редакторской подготовки

В стремлении сократить время на редподготовку и увеличить прибыль издательства доходят и до подобного маразма, как отсутствующая редактура и корректура.
Если бы можно было сдать книгу, не сверстав, просто в ворде, думаю, и до этого бы дошли, но это, увы, нереально.
Вот так мы и получаем на выходе безграмотное нечто, на которое без кровавых слёз не взглянешь.
Вы ведь встречали такие книги, правда? С кучей ошибок и опечаток. И кучей отзывов на «Лабиринте» в стиле: «Книгу вообще хоть кто-нибудь читал?!»
Неа. Не читал.
А вы думали, в сказку попали?

А теперь резюме.
Конечно, кто-то из людей, не умеющих связывать слова в предложения и цифры в примеры, скажет – нееее, ну это же всё не из-за пиратов. Не может быть!
Ага. Это из-за вспышек на Солнце.
Просто представим, что мы живём в стране, в которой никто не ворует.
Хм. Нет, пожалуй, это всё же слишком нереально.
Хорошо – мы живём в стране, в которой никто не ворует книги.
И если человек не хочет покупать печатную книгу, он берёт и платит за официальную версию этой книги на литресе (*автор статьи мечтательно вздыхает).
Думаю, те из читателей, кто более-менее знаком с механизмом построения себестоимости на книги, знают, что расходы на печать составляют примерно 40%.
Таким образом, можно сделать вывод – электронные продажи издательствам ЕЩЁ ВЫГОДНЕЕ, чем продажи книг печатных. Тут страдать будут только типографии, а издательствам это лишь в прибыль и процветание.
Если бы мы жили в стране, где никто не ворует книги, книги стоили бы гораздо дешевле. Из-за той самой пресловутой себестоимости, да.
Если бы мы жили в стране, где никто не ворует книги, авторы могли бы жить на свои гонорары. Сейчас же ситуация такова – что есть гонорар, что его нет – разницу автор не особенно заметит. При подобных-то тиражах.
(Простая математика – тираж 2000 экз, цена 98 рублей, автор получает 10% от тиража. Если кто-то помнит курс за пятый класс, посчитайте, сколько это в деньгах, и умилитесь. И не забудьте ещё вычесть налоги!).
Если бы мы жили в стране, где никто не ворует книги, у редакторов была бы возможность подготовить книгу нормально, а не тяп-ляп.
Если бы мы жили в стране, где никто не ворует книги, у художников была бы возможность рисовать обложки не кое-каком и одним пальцем (причем средним), а качественно и хорошо.
Если бы… если бы… если бы…

Но увы. И благородные пираты медленно, но верно, тянут нас в пропасть.
Осталось совсем немного, кстати. Ещё лет десять – и художественная литература для взрослых вполне может прекратить своё существование (именно в издательской версии). Останутся электронные магазины, продающие рукописи, и монстры типа Акунина.

Да, и ещё. Когда вы в очередной раз увидите на полке книжного магазина супербезграмотную книжку, от которой вам захочется плакать, не забудьте посмотреться в зеркало.
Вполне возможно, что в существовании подобной книжки виноваты именно вы.

Н. Ерофеева, редактор одного из крупнейших российских издательств.

Добавление комментария к новости

12345