Forbes: По данным ВЦИОМ, 81% россиян не считают визуальное или аудиопроизведение товаром и не готовы платить за контент. Однако теперь производители просто не оставляют им выбора

27.02.2019
user posted image

Тенденции антипиратской деятельности в России таковы, что через год-два ресурсы с нелегальным контентом могут полностью исчезнуть из поисковой выдачи «Яндекса». По мнению правообладателей, именно этот поисковик приносит пиратам 80% трафика. Основным драйвером этого процесса станет реализация положений антипиратского меморандума: подписавшие меморандум интернет-компании должны убирать из выдачи ссылки на пиратский контент, внесенные в единый реестр ссылок, без решения суда.

При этом отношение населения к пиратству пока принципиально не изменилось. По данным ВЦИОМ на август 2018 года 81% россиян не считают визуальное или аудио-произведение товаром и, соответственно, не считают обязательным платить владельцам контента деньги за скачивание или просмотр каждой копии.

Доступность нелегального контента снижается благодаря блокировкам, однако готовность россиян потреблять этот контент по-прежнему высока. В 2018 году Россия вновь попала в «Priority Watch List» — список стран, «имеющих серьезные недостатки в области защиты прав интеллектуальной собственности и требующих повышенного внимания», опубликованный в «Специальном отчете 301» Торгового представительства США. Положение дел в России оказывает значительное влияние на ситуацию в мире: крупнейшие пиратские ресурсы, например, Rapidgator.net, согласно отчету «Notorious Markets List» Торгового представительства, предположительно размещены на российских хостингах либо управляются из России.

Закон о блокировках в действии

Принятые за последние несколько лет законодательные решения против распространения пиратского контента оказались довольно эффективными. После вступления в силу поправок к антипиратскому закону о блокировке «зеркал» от 2017 года правообладатели получили возможность блокировать «зеркала» по внесудебной процедуре в течение 24 часов. В результате этой меры за 2018 год было заблокировано почти в четыре раза больше пиратских ресурсов (3000 ресурсов), чем в 2017 году (800 ресурсов).

Согласно аналитике SimilarWeb, заблокированные площадки в течение минувшего года стремительно теряли свою аудиторию. К примеру, число посетителей одного из крупнейших пиратских онлайн-кинотеатров hdrezka.me с момента его блокировки в феврале 2017 года уменьшилось в 450 раз (с 90 млн до 215 000 человек). По сайту kinogo-2016.net динамика следующая: до блокировки (на август 2017 года) на ресурс заходили более 25 млн человек в месяц, на начало 2018 года — 3,7 млн, а на начало 2019 года информация о посещаемости стала недоступна, что означает, что она составляет менее 50 000 человек в месяц.

При этом, в ходе подготовки ежегодного аналитического обзора антипиратской деятельности в России по итогам 2018 года мы обнаружили, что общее количество пиратских сайтов и «зеркал» выросло: в ответ на перманентную блокировку со стороны правообладателей пираты стали создавать копии заблокированного ресурса, но в связи с быстрой блокировкой (в течение 24 часов) эти копии не успевали собрать аудиторию и просмотры контента. Поэтому спустя несколько месяцев пираты переставали создавать новые «зеркала» и забрасывали разработку ресурсов. Например, после блокировки 34 «зеркал» популярного в свое время ресурса Filmix.net его копии больше не появлялись.

Кроме того, рост числа нелегальных ресурсов в 2018 был связан с прошедшим ЧМ по футболу, матчи которого транслировались пиратами в режиме реального времени на большом количестве стриминговых площадок: только во время серии 16 матчей плей-офф на пиратских сайтах велось более 21 000 трансляций.

В 2019 году количество заблокированных ресурсов скорее всего продолжит расти, как за счет повышения активности правообладателей, в том числе зарубежных, так и за счет активного использования механизма «внесудебной» блокировки зеркал.

В 2018 году торрент-сайты оставались лидерами по объему размещенного пиратского контента. Более того, этот объем вырос за год на 14% — c 24% до 38%. Вторую позицию занимают файлообменники, однако их доля в общем объеме пиратского контента за год сократилась с 38% до 34%. Третье месте по объему нелегальных ссылок заняли UGC-сайты, которые упали с 25% до 15%, за ними идут стриминговые сайты (10%) и сайты-агрегаторы, доля которых за год сократилась с 5% до 3%. При этом стриминговых сайтов (с нелегальным онлайн-контентом), в интернете больше, чем любых других. Их доля достигает 71%.

Поживем — увидим

Сейчас участники российского медиа-рынка в этом году делают ставки на антипиратский меморандум, принятый в ноябре 2018 года. Сравнивать статистику до и после подписания этого документа пока рано: доступность нелегального контента снижается, но первые результаты появятся только в этом году. Меморандумом на данный момент могут пользоваться только стороны-подписанты. Кроме того, не все правообладатели наладили работу с этим механизмом.

Со стороны правообладателей антипиратский меморандум подписали «Газпром-медиа», «Национальная Медиа Группа», «Первый канал», ВГТРК, «СТС Медиа», ассоциация «Интернет-видео» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и другие организации. Со стороны интернет-компаний «КиноПоиск», «Яндекс», Mail.Ru («ВКонтакте» и «Одноклассники»), Rambler и RuTube.

К плюсам соглашения можно отнести то, что для изъятия ссылок на нелегальный контент из выдачи «Яндекса» или Rambler не требуется судебного решения, поэтому данный процесс приближен к процедуре Google DMCA. Эта процедура, действующая в США, предполагает изъятие ссылок на пиратские копии по заявлению правообладателей. Помимо этого, на территории Штатов функционирует система Copyright Alert System, в рамках которой провайдеры следят за нелегальным распространением контента пользователями и уведомляют их о нарушениях, а также ограничивают пользователям доступ в интернет в случае повторных нарушений. Также для защиты контента его владельцы могут использовать процедуру разделегирования и аннулирования доменного имени.

Антипиратский меморандум будет действовать до 1 сентября 2019 года, после чего на основании его положений примут новые поправки к антипиратскому закону, которые позволят изымать контент из выдачи всем правообладателям.

Таким образом, в результате изъятия ссылок на пиратский контент из выдачи «Яндекса» доступность такого контента должна снизиться. По крайней мере в случае с Google процедура DMCA сработала на ура: до DMCA нелегальный контент мог составлять 70% выдачи в поиске, а в результате изъятия она снизилась практически до нуля. Таким образом, пользователям пиратской продукции придется привыкать к легальным сайтам с платной подпиской, хотят они того или нет.
Источник

Добавление комментария к новости

12345