Джульет Э. Маккенна. Игра Воровки.
Главная героиня романа – женщина по имени Ливак. Основным способом для нее заработать на жизнь является игра в кости, а отнюдь не воровство, как можно предположить из названия. Однако именно это побочное занятие вовлечет ее в череду опасных приключений. Все началось, когда в одном из трактиров Ливак ждала свою напарницу, чтобы вместе отправится на ежегодный праздник, где можно будет пощипать простодушных обывателей. Но подруга задерживалась, а время и деньги заканчивались. Случайно она подслушивает беседу о приезде торговца, скупающего древности. А как раз недалеко ей известен дом одного знатного человека, у которого имеются искомые древности. К тому же много лет назад он сильно навредил ей. Решение всех проблем перед ней - она украдет что-нибудь. Это позволит ей подождать напарницу еще некоторое время, получив за краденое звонкие монеты, и одновременно удовлетворить чувство мести. После удачной операции она приходит к торговцу, который на самом деле оказывается агентом Верховного мага. Он и еще два человека, маг с родством к водяной стихии и молодой ученый престижного университета, специалист-историк, разыскивали определенные древние артефакты, необходимые для работы над важным проектом магов. Они понимают, что вещь краденая, и через некоторое время обе стороны приходят к «джентельменскому» соглашению: агент не доносит на Ливак Страже, а она помогает изъять необходимые магам ценности у несговорчивых хозяев, не желающих их продавать. Так Ливак стала работать на магов. Созданный автором мир достаточно традиционен. Основное население - обычные люди. Упоминаются также Лесные люди, видимо аналог эльфов, и Горные люди, аналог гномов. От своих аналогов у них только вполне определенные способности, а внешность человеческая, за исключением некоторых деталей. Горные люди низкорослы, темноволосы, Лесные имеют рыжую шевелюру и т.д. Впрочем, их роль в сюжете чисто номинальная. Так у Ливак – отец из Лесных людей, что дало ей способности к острому ночному зрению, а еще два ее напарника по игровому промыслу – из Горных людей. Институты богов и магии не представляют ничего экстраординарного. Пантеон богов схож по структуре с древнегреческим или древнеримским. Верховного божества нет, во всяком случае он не упоминается. Боги отвечают за отдельные сферы жизни или деятельности. Например, имеются бог Подземного царства (смерти), бог удачи и т.д. Никакого влияния на жизнь смертных они не оказывают и себя никак не проявляют. Вообще, теологическая сфера жизни данного мира незначительна. Магия разделяется на две взаимоисключающиеся ветви: стихийная магия, требующая определенной склонности (родства) мага к одной из четырех стихий и эфирная, поддающаяся любому простому человеку. К настоящему моменту эфирная магия практически полностью вышла из обращения, так как в конце предыдущей Эпохи случилась война, которая не только значительно отбросила назад цивилизацию, но и разрушила источники эфирной магии. Что же произошло с нашими героями? Готовясь к очередному ограблению, в одну прекрасную ночь Ливак сталкивается с необъяснимым случаем применением неизвестной магии (оказалось, что это эфирная магия), на нее нападает непонятная боевая группа и, в дополнение ко всему похищают ее друга-ученого. Наши друзья бросаются в погоню, приведшую их на мифический остров, заселенный потомками затерянных колонистов, владеющих эфирной магией и вынашивающих планы военной экспансии на материк. В целом книга оставляет скорее благоприятное, чем неблагоприятное впечатление. Она в меру динамична и не насыщена сантиментами. Герои выглядят в меру естественными, отношения между ними похожи на реальные. Большим плюсом выглядит то, что после всего Ливак получила свои деньги и свалила к своим старым друзьям игрокам. Никакого перелома в судьбе, будь то постоянная работа на магов или замужество на соратнике не случилось. Немного напрягал следующий момент. Для придания большей реалистичности автор в начале каждой главы давал выписки из различных документов, характеризующие ту или иную сторону жизни мира. Я вполне понимаю ее желание, но почему она не сделала, как другие авторы, оформив это в виде приложений и поместив в конце книги? Кому интересно, тот прочтет. Поначалу я тщетно пытался понять, как это связано с событиями в тексте. Бывали в моей практике случаи, когда подобные документы помогали раскрыть какие-либо тонкие моменты главы. Через некоторое время я понял, что это просто псевдоисторическая трепотня, и стал ее пропускать. Еще одним неудачным моментом является начало книги. Оно вполне может отпугнуть читателя. Автор одновременно начала три сюжетные линии, но сделала это так неуклюже, что у меня совершенно справедливо закралось сомнение, что она хочет сказать? Ясной была только линия Ливак, а после прочтения книги я убедился, что мутное начало у двух других линий можно было бы безболезненно вырезать. Все равно там немного значимой относительно сюжета смысловой нагрузки. Логические недочеты незначительны и не сильно бросаются в глаза. В итоге имеем стандартный фэнтезийный роман, который вполне способен занять не слишком требовательного читателя на несколько вечеров. Интерес 7/10 Оригинальность 6/10 Логичность 7/10 Серьезность 9/10
Хранитель Белый
27.05.2003