Женщины-фантасты

Об авторе Пару строк о себе, чтобы ответить на вопрос: “Да кто он такой?!”, что может возникнуть после прочтения моего обзора. Или на вопрос: “Да-а-а! А кто же он такой?!” Тем, у кого нет вопросов (матросы и другие незаинтересованные лица) можете смело пропустить этот раздел. Насколько себя помню, я всегда интересовался книгами. Из этого можно сделать вывод, что я хронический книгочей. Причем мое стремление к чтению настолько велико, что я не брезгую ничем. Трудно найти жанр литературы, с представителем которого я не имел бы дела хотя бы однажды. (Да, да, женские романы мне тоже приходилось читать!) Степень моего падения так глубока, что я читаю даже рекламу.! Тем не менее, начинал я со сказок и, вследствие этого фантастика занимает в моем сердце почетное первое место (в соотношении Science Fiction и Fantasy примерно 40 к 60). За долгий период знакомства мое отношение к фантастике менялось от “… каждый год выходит куча романов. Я ведь не успею прочесть их всех!…” до “… ну что нового я могу прочитать? Все идеи давным-давно придуманы и описаны…”. Я читал книги как в бумажном, так и в электронном формате. А в детстве у меня даже была граммпластинка c записью “Волшебника Изумрудного города”. Всей этой лирикой мне хотелось подкрепить свой последующий обзор. (Перевожу на обычный язык: “Я прочел тучу книг, 3 четверти из которых фантастика, поэтому я знаю, о чем говорю.”) Обзор Честно говоря, чем больше я размышлял на эту тему, тем яснее мне становилось, что женщины пишут намного более качественную фантастику, чем мужчины. Во всяком случае, из всего того, что я прочитал, отстойных вещей было одна или две. Возможно, это связано с тем, что издатели решаются напечатать женщину, только если вещь уж очень хороша, а может дело в том, что я чую некачественные книги и просто их не читаю. Я поведаю о тех писательницах, с какими я имел дело. Надеюсь после моих заметок кто-нибудь станет серьезнее относиться к книгам, на заголовке которых значится женская фамилия. Андре Нортон Естественно, что именно она стоит первой в моем обзоре. Та, которая стала первой женщиной-фантастом, удостоенной звания “Великий Мастер”. Она одинаково легко “владеет” и мечом, и бластером. Ее сериалы “Королева Солнца” и “Колдовской мир” по праву вошли в золотой фонд фантастики и являются классикой жанра. Их популярность такова, что продолжения сериалов пишутся и по сей день (правда, в соавторстве). Думаю, нет необходимости подробно останавливаться на этих книгах, скорее всего Вы имеете о них представление (уверен, что хотя бы слышали), если нет, то позднее, в соответствующей теме на этом форуме, я выскажусь. Хочу отметить, что довольно многие произведения у А.Нортон тяготеют к “женскому” стилю. И ее главными героями бывают как мужчины, так и женщины. Одним словом – Мастер. Лоис М. Буджолд Еще одна из немногих авторов-женщин, что заслужила здесь отдельный топик, благодаря своей великолепной саге о Майлзе Форкосигане. Вряд ли и здесь нужны какие-либо пояснения. Могу добавить, что роман “Кольца духов” – единственный внесерийный и относящийся к жанру фэнтези, оставляет довольно среднее впечатление. Хотя, может свою роль сыграло то, что он написан в формате альтернативной истории, не особо мной любимой. Урсула Ле Гуин Подобно А.Нортон ей подвластны и фантастика и фэнтези. Единственная женщина в пантеоне самых известных “демиургов” (Д.Толкин, Т.Брукс, Р.Джордан). Ее Земноморье, в отличие, от миров других создателей, наполнено не активным, физическим поиском – найти и поразить воплощенное зло, а скорее психологическим, нравственным поиском. Это поиск ответа на вопросы: “А что есть ЗЛО внутри нас?”, “Как осознать и примириться с тем ЗЛОМ, что есть в нас?”. Это довольно серьезный и, я бы сказал, философский сериал, хотя действия там тоже хватает. Энн Маккефри Создательница очень любимого мною сериала “Всадники Перна”. С первого взгляда перед нами фэнтези. Мыслящие драконы, общающиеся со своими всадниками телепатическим путем и способные к телепортации. Мысленная связь возникает при рождении дракона и исчезает только со смертью одного из пары. Отряды всадников представляют собой силы МЧС, которые должны защищать гражданское население во время падения из космоса спорообразных биологических организмов, моментально поедающих любую органику на планете. Однако по мере развития действия выясняется, что люди на Перне – это колонисты с Земли, а драконы созданы генетическим путем! Фэнтези перерастает в научную фантастику. Дело доходит до обнаружения космических кораблей колонистов и искусственного интеллекта внутри одного из них. Очень интересный, занимательный сериал, не оконченный до сих пор. Отдельные книги, конечно, слабее первоначальных романов. Но, пожалуй, откровенно плохих романов я не увидел. Кэтрин Керц Ее “Хроники Дерини” мрачны и тяжеловесны (на мой взгляд). История сосуществования двух рас: людей и колдунов Дерини. Последние фактически прокляты церковью и, каждый, обнаруживший в себе Дар, становится изгоем общества. Но, что будет, если такой дар обнаружит в себе молодой принц, внезапно, вследствие убийства отца, ставший королем могущественного государства? Если бы не перенасыщенность книг описанием политических, дворцовых интриг, заговоров и т.д., сериал произвел бы весьма неплохое впечатление. А так эти чрезмерные описания немного утомляют, что, впрочем, не умаляет его достоинств. Здесь подняты вопросы ответственности. Что выбрать: ответственность перед государством или ответственность перед собой? Автор сделала свою попытку ответить. Джоан Виндж Роман этой писательницы “Снежная королева” (хотя более правильно будет “Королева Зимы”) произвел на меня ошеломляющее впечатление. Я очень редко встречал, чтобы сюжетные линии какого-либо произведения переплетались, и настолько точно и выверено сходились бы к концу романа. При этом я не почувствовал ни одной (!) искусственной натяжки, чтобы герои совершали что-либо нелогичное. Сплести такое полотно – нужен редкий ТАЛАНТ. Помимо вышесказанного роман порадовал меня своей глобальностью и космическим масштабом событий. Итак, по порядку. Перед нами планета. В силу определенных космических причин на ней 200 лет длится зима и 200 – лето. В период смены времени года происходит глобальная миграция населения. Апофеозом служит Карнавал, в конце которого выбирается Королева Зимы или Лета. Предыдущая королева передает новой всю свою власть (а она поистине безгранична) на последующие 200 лет. Затем бывшая королева совершает ритуальное жертвоприношение с собой в главной роли на глазах у всей толпы. Столь долгая жизнь обуславливается тем, что на планете живут морские млекопитающие с зачатками коллективного разума, кровь которых оказывает омолаживающий эффект. За этот эликсир богачи с других миров готовы платить бешеные деньги, тем более, что портал гиперперехода на планету устойчиво работает только ограниченное время - несколько месяцев в десятилетия. НО! Выясняется, что совокупность тех самых морских животных ни что иное, как колоссальный биологический компьютер – база данных древней цивилизации. Более того, космическое сообщество знает о разумности существ, но жаждет вечной молодости. Геноцид продолжается, а с каждой убитой особью теряются бесценные данные. Как если бы у вашего компьютера забирали по мегабайту памяти. Это лишь малая часть великолепно проработанного фантастического мира. И я не могу ухватить все сюжетные повороты. Советую прочесть Вам самим. Это фантастика высшей пробы. Только одна маленькая деталь омрачила мое удовольствие – чересчур сильная увлеченность автором любовной линией между главными героями. В остальном это совершенство, включая потрясающую психологическую прорисовку характеров персонажей, как положительных, так и отрицательных. Осталось только добавить, что роман награжден Хьюго, и пару лет назад написано продолжение – “Королева Лета”. Ненси Кресс Ее произведения – не “легкое ” чтиво. Они пронизаны психологичностью и трагизмом, они цепляют за живое и заставляют тебя размышлять. К счастью автору удалось, рассказать о серьезных вещах, избежать тягучести, монотонности и лишних философских размышлений. “Свет чужого солнца”. Земля. Постапокалиптическое общество. Люди скатились до племенного уровня. В пустыне Чужаки (Пришельцы) строят город, обнесенный стеной, и распространяют заявление, что каждому прошедшему через ворота будет исполнено одно желание или подарена куча золота (уж не помню точно, да и не в этом суть). Взамен люди должны прожить определенный срок в этом городе. А целью является изучение земной расы. И лабораторные крысы сами являются исследователям в клетку. В городе оказывается толпа разношерстного народа. Со временем эта толпа превращается в общество Людей. Людей, чья способность к выживанию почти закреплена генетически. Людей, выживание которых зависело не только от быстрых рефлексов, но и от “быстрых” мозгов. А еще они умели думать и задавать вопросы. Себе, друг другу, Чужакам. Поэтому последовавший взрыв, восстание Людей, не желающих быть подопытными кроликами был почти неизбежен. В конце книги автор оставляет без ответа некоторые вопросы. Поэтому, надеюсь на продолжение. “Испанские нищие”. Книга – лауреат Хьюго. С целью получения одаренных детей, группа людей соглашается на вмешательство в гены зародышей. И действительно вырастают удивительные дети –гении. В самых разных областях науки и искусства. Возник только один побочный эффект – все они перестали нуждаться во сне. Пожалуй, именно это стало последней каплей в отношении к ним Общества. Они и так вызывали зависть и неприятие своим умственным превосходством, а тут еще и непонятное физиологическая особенность. А все, что непонятно и выделяется из общей массы - Общество отвергает и стремится уничтожить. К счастью отдельные Неспящие предвидели возможность “Варфоломеевской ночи”. Они купили и оборудовали для жилья космическую станцию на орбите Земли и переселились в космос. Шло время, у Неспящих появились свои дети, настолько превосходящие интеллект обычного Неспящего, насколько сам Неспящий превосходит человека. И дети решили вмешаться в противостояние Неспящих и Землян. Превосходная социологическая фантастика, и без заумностей. Хорошо читается, и оставляет прекрасное впечатление не зря потраченного времени. Недавно написано продолжение книги. Дженнифер Роберсон Писательница работает в жанре фэнтези. И, должен сказать очень неплохо с этим справляется. Попавшую мне на глаза тетралогию “Легенды о Тигре и Дел” я “проглотил” буквально за пару дней, несмотря на внушительный объем. Здесь именно тот вариант фэнтези, где волшебства как такового немного, зато присутствуют великолепно отточенные, возведенные в ранг Высокого Искусства бои на клинках. В этом мире воины решают все вопросы в круге, из которого выходит один – победитель. В этом мире ты не можешь отказаться от боя, если тебя вызвали, ни под каким предлогом. И нести бремя Лучшего в этом мире – ох как нелегко! Главный герой – лучший воин Юга – Тигр, встречает лучшего воина Севера – Дел (вообще-то это женщина Делила, и, по правде говоря, это она его искала… и нашла в каком-то кабаке). Понятно, что у двух лучших воинов свои характеры, своя гордость и свое самомнение. Каждый считает лучшим себя и свой стиль битвы. Однако! Ей нужен проводник – эксперт по пустыне, а он, видя перед собой ослепительную женщину, да еще и превосходно владеющую оружием, не может устоять. Отличный юмор, красивые боевые сцены, интересное развитие отношений между героями от соперничества к дружбе, а затем и к любви. Для поклонников Г.Л. Олди и М. Муркока - бонус: наделенные душой особые мечи Тигра и Дел. Причем, как обычно, неясно, кто владеет кем. Люди мечами или мечи людьми. При всей кажущейся простоте серия отнюдь не банальна и не тупа. И не раз удивит читателя. Могу отметить еще один сериал Дж. Роберсон – “Хроники Чейсули” Он более традиционен: королевства, принцы, политика, интриги, войны, но и у него свои плюсы. Противостояние 4-х народов, одними из которых являются Чейсули (волшебники-оборотни). Главной нитью через весь сериал проходит некое предсказание, что со временем все государства объединятся под властью одного человека, в крови которого будет течь кровь всех 4-х народов. Каждая книга описывает одно поколение. И с каждой книгой, с каждым поколением, пророчество близится к исполнению. В сериале 5 или 6 книг. Элинор Арнасон Еще лет 10 назад книга “Кольцо мечей” вряд ли бы появилась в нашей стране. А сейчас нас уже трудно чем-либо шокировать. И описанное в романе общество воспринимается нами, как нестандартный ход автора. Далекое будущее. Земляне все дальше распространяются по космосу. Неожиданно один из кораблей разведчиков натыкается на корабль неизвестной расы. И, благодаря огромному превосходству в военных технологиях, чужаки буквально разносят наш корабль на молекулы. Начало войны положено. С тех пор каждая встреча заканчивалась потерями с нашей стороны. Никакой информации о чужих не было. Кто они, откуда и почему не идут ни на какой контакт? Прошло некоторое количество лет и, неожиданно, командующий врагов соглашается на одной из отдаленных планет провести переговоры. На ней находилась исследовательская станция землян, изучающая самых крупных и, предположительно, разумных морских животных этого мира. Первым сюрпризом было то, что в составе делегации чужих был человек! Причем, занимающий довольно высокое положение в их иерархии. Предатель?! А еще главный эксперт по землянам и любовник командующего. Волею судьбы пути командующего, предателя-мужчины и женщины-ксенобиолога станции пересекаются. С этого момента вершилась История. Превосходная попытка показать столкновение двух культур. Причем, смотря сквозь призму чужого мировоззрения, оценивается [i]наша[/i] цивилизация. А описание чужих настолько живое, что почти веришь, что где-то на звездах вполне могут существовать такие существа. Межзвездная политика, осмеивание дипломатических штампов, великолепная интрига и ответ на вопрос: “Почему командующий непобедимой армии профессиональных воинов внезапно идет на мирные переговоры и в качестве посла желает видеть никому не известную женщину, тогда как в их мире гетеросексуальные связи и тяга к противоположному полу считается извращением?” Барбара Хэмбли Эта талантливая писательница работает преимущественно в жанре фэнтези. Те ее произведения, которые я прочел, базируются на одном из наиболее распространенных сюжетов – берется человек из нашего мира и переносится в чужой. Мне всегда интересно читать такие вещи, так как каждый автор пытается привнести что-то свое в эту идею. В трилогии “Дарват” в чужом мире оказываются “синий чулок”- аспирантка гуманитарий одного из университетов и рокер – металлист. Оказавшись в мире волшебства, герои следуют нестандартному ходу автора. Она вступает в ряды элитной дворцовой гвардии, следуя пути войны, а он обнаруживает в себе магические способности и становится магом – миротворцем. Что же случилось в этом мире? Давным-давно, в самый расцвет магии и науки на мир обрушились пришедшие из Тьмы Дарки. Существа без плоти и крови, эфемерные, как туман, и одним касанием лишающие людей разума. Несмотря на то, что их можно было убить мечом, люди не смогли противостоять этим полчищам и оказались на грани выживания. Мир спас один король, неким деянием прогнавший Дарков под землю. И входы были запечатаны. Прошло больше тысячи лет. Опять миру грозит нашествие Дарков. Разрушены города, пустеют деревни, практически не осталось живых волшебников. А наши герои в одном из Убежищ, специально построенных столетия назад для защиты от Дарков, ищут ответ “Как в прошлом были повержены эти существа?” Хочу сказать, что Б.Хэмбли вообще старается придерживаться нестандартных ходов. Так, например, в романах “Башня тишины”, “Силиконовый маг” речь идет о волшебнике, попадающем в наш мир, а не наоборот. Все произведения представляют собой серьезную, добротную фэнтези. Мэгги Фьюри Еще одна любительница волшебства, только в отличие от Б.Хэмбли, у которой главную роль играл замысел, сценарий, у М.Фьюри все держится на героях. Это чисто развлекательное чтиво со стандартным набором штампов: девочка, в потенциале самая крутая волшебница, забитый юноша, оказавшийся отпрыском могучего злого мага (естественно в будущем противостоящий отцу), квестовое построение сюжета. Герои ищут один за другим могущественные артефакты, по пути встречая различные народы, и сражаясь, восстанавливают справедливость. Попутно они набирают в команду необычных попутчиков разных рас и т.д. В конце концов, наши побеждают. Хеппи энд! Хочется отдохнуть, без боязни загрузить мозги, хочется непрерывного экшена с четким разделением – это хорошие, а это – плохие, тогда читай эту серию. “Ориелла”, “Арфа ветров”, “Пламенеющий меч”, “Диаммара”. Правда, последнюю можно и не читать – уж слишком незамысловато. Зато первые три довольно неплохи. Мэрион Зиммер-Бредли На западе она известна прежде всего своим огромным циклом (порядка 30 книг) “Дарковер” о волшебниках-аристократах. Один из романов цикла я читал, но каких-либо выводов сделать не могу за малостью информации. У меня, правда, создалось впечатление, что, если убрать магическую составляющую, то это вполне напоминает исторические романы о временах Людовика XIV. Интриги, покушения, любовь и все в том же стиле. Я же хочу отметить такой ее роман, как “Охотники Красной луны”. Я был в восторге. А все потому, что он написан в духе такого шедевра, иначе и не сказать, как “Пятнадцать отважных” Генри Престона. В принципе этим все сказано. Но если кто-то не читал “Пятнадцать…” (вот бедняги!), то поясню. В книге Бредли речь идет о том, как некие злые инопланетяне похищают разных представителей всяких планет и эти представители в командах должны за несколько дней, то ли куда-то добраться, то ли просто выжить, убивая при этом всех, кто двигается. Да не так уж и важна цель. Главное это атмосфера боязни и ожидания схватки, ночь, день, непрерывный выброс адреналина, чувство локтя или сустава, или щупальца (в зависимости от строения) напарников. Весь роман – просто один бесконечный драйв. И, конечно же, только холодное оружие, включая самые экзотические варианты. Конни Уиллис Эта дама – мастер короткой формы: рассказы, новеллы. И у нее на полке пылится целый отряд полученных дядюшек Хьюго. Она в своем роде женский аналог Харлана Эллисона (у которого, как известно их целый десяток), да и пишет она в том же духе: едко, желчно, невообразимо, цинично, оригинально. В принципе, думаю, среди ее рассказов каждый найдет и то, что ему очень понравится, и то, что не понравится, настолько широк диапазон ее стиля. Ли Брекетт Не менее известная супруга знаменитого Эдмонда Гамильтона. Она, как и ее супруг, славилась в жанре “космической оперы”. Только в отличие от любившего разнести пару тройку звездных систем мужа, она ограничивала себя в основном пределами солнечной системы. Местом действия ее романов послужили почти все окружающие Солнце небесные тела. Особенно она любила эксплуатировать Венеру и посвятила ей несколько циклов, подробно описав венерианскую цивилизацию. Другой объект ее творчества – землянин Эрик Джон Старк, воспитанный на Меркурии среди меркурианцев, и затем шляющийся по солнечной системе и ищущий, где бы израсходовать избыток тестостерона. На таких героях в свое время специализировался Э.Р.Берроуз. Однако нужно признать, что Ли Брекетт – это классика. И, как всякая классика, требует к себе уважения. Да, ее произведения просты, но они вместе с тем, понятны и эмоциональны. Если человек в гневе – он рушит города, если мстит – преодолевает любые преграды, если любит – от его любви в пустыне распускаются цветы, а если скорбит – даже солнце покрывается вуалью печали… Эми Томсон Иногда, описывая инопланетную расу, авторы настолько детальны, что скрупулезно приводят массу подробных сведений, включая строение организмов, особенности физиологии, структуру речи, языковые фонемы, социальный строй, политическое деление и т.д. Причем все кажется стройным и логичным. В романе “Цвет дали” цивилизация описана именно таким манером. Героиня произведения вместе с товарищами терпит крушение на исследуемой ими планете. Все погибают от аллергической реакции. Ее при смерти находит один из аборигенов и решается на вмешательство с целью спасти чужую жизнь, зная, что это угрожает его собственной. Он идет на контакт и изменяет ее метаболизм и другие биологические характеристики, способствующие ее выживанию. Она не умирает, но отныне перестает быть человеком. Книга похожа на роман А.Д. Фостера “Приговоренный к призме”. Разница в том, что Фостер написал развлекательный приключенческий боевик, а прелесть этого романа в погружении в иную реальность вместе с другим человеком. Мы следим за ее мыслями, ощущениями. Вместе с ней узнаем уникальную биологическую цивилизацию, изменяемся сами и, в итоге, становимся частью этого мира. Правда и мир изменяется после знакомства с землянкой. Она подарила Миру технологию, письменность и, самый ценный подарок, - ЗВЕЗДЫ. Мария Семенова Конечно же, готовя этот обзор, я не мог не упомянуть о нашей отечественной звезде фэнтези, которая вспыхнула сверхновой после выхода “Волкодава”. Вряд ли есть люди, которые если уж до сих пор не прочитали, то по крайней мере не слышали об этом романе. К тому же на форуме существует топик, посвященный ему. Поэтому буду краток и скажу только, что сам я прочитал роман в один присест. И с того момента, как взял его в руки и до самого окончания, я не мог думать ни о сне, ни о еде. В последнее время редко какой книге это удается! Диана Дуэйн и Питер Морвуд На Западе существует такое явление, как написание сериалов, в которых разные герои, но одна вселенная или мир, и книги пишутся разными авторами. Обычно они все работают в одном литературном агентстве, которое принимает заказ на сериал. Вы могли слышать о таких сериях, как: STAR TREK, STAR WARS, BATTLETECH, FOGGOTEN REALMS, ALIENS VS PREDATOR. В рамках одной серии можно встретить как очень хорошие, так и плохие произведения. Оно и понятно – уровень мастерства у авторов разнится. Диана Дуэйн и Питер Морвуд – писатели, работающие в жанре боевой космической фантастики, очень часто принимают участие в таких проектах. И, должен сказать, получается у них совсем неплохо. Все их произведения наполнены динамизмом, интригой и лишены бессмысленной пальбы. В какой мере это заслуга женской части этого творческого союза гадать не буду. Только замечу, что женщины могут хорошо работать не только самостоятельно, но и в союзе с мужчинами. Приведу еще несколько примеров. Катрин Мур и Генри Каттнер Эти супруги должны быть вам хорошо известны, как и их произведения, написанные под псевдонимом Генри Каттнер. Диапазон стилей, в которых они работали, просто необъятен. Кажется, что они перепробовали себя во всем. Я же хочу вспомнить безумно мною любимые рассказы о семейке Хогбенов. В них сквозит такой зажигательный юмор, что, сколько бы ты раз их не перечитывал – они неизменно вызовут у тебя улыбку! Пожалуй, только рассказы Шекли и Рассела обладают подобным эффектом. И, если вы до сих пор не познакомились с этой семейкой мутантов, то не теряйте времени, а быстрее ищите и читайте. А пока тренируйтесь улыбаться, чтобы от внезапной нагрузки не заболели лица! Линда Эванс и Роберт Асприн В этом союзе родилась трилогия о Портале Времени. Существуют места, по сути целые города, расположенные вне времени, откуда с различной периодичностью и в самых разных местах открываются временные порталы к разным эпохам. И все эти города живут, благодаря туристам, посещающим разные временные достопримечательности, охотникам, стремящимся поохотиться на вымершую живность, ученым, исследующим на практике те или иные цивилизации. Соответственно в этом городе можно быть гидом по временам, ростовщиком, разменивающим валюту, вором, “обслуживающим ” лопухов-туристов, разведчиком, исследующим новые неизвестные порталы или кем-то другим, но неизменно связанным со спецификой города. Таким образом, можно оценить безграничные возможности для написания романов. В итоге мы получили интересные приключенческие произведения, в меру сдобренные юмором, в меру – любовной линией, в меру – закрученным сюжетом. Линн Эбби и Роберт Асприн После того, как на пьяную голову, Асприн запустил проект Мир Воров, и после выхода первых сборников, вся работа по поддержанию проекта на плаву фактически перешла к Линн Эбби. Асприн же оставил за собой полномочия редактора, да вставлял в сборники небольшие интерлюдии для управления общей канвой сюжета. Поэтому, с полным правом можно сказать, что популярность Мира Воров своей стабильностью обязана именно Линн. Она поставляла львиную долю литературного материала и сотрудничала с другими соавторами. Меня заворожил этот мир. Своей многогранностью и плетением сюжетных линий. В Санктуарии переплелись люди, Боги, война, политика, искусство, ремесла. Недавно я попытался перечислить главных героев. Так у меня набралось их больше 20! Среди них: сказитель, моряк, солдат, наемник, жрец, принц, волшебник, колдун, ведьма, богиня, вор, торговец, живописец, поэт, хозяйка борделя, хозяин кабака, предсказательница, нищий, бандит, раб и другие. Поистине обширное полотно. Меня увлекли все эти заговоры, союзы, альянсы, переделки сфер влияния. И среди всего этого глобализма – отдельные истории о каких-либо событиях в жизни героев. К тому же нередко случается так, что о каком-либо моменте мы судим с точки зрения разных персонажей. Повествование о Мире Воров кажется несколько мрачноватым, но если оно увлечет тебя, то эта мрачность станет необходимой атмосферой, без которой сериал потеряет свою притягательность. Послесловие Конечно я понимаю, что не смог охватить своим обзором всех достойных представительниц женского пола, пишущих фантастику. Остались “за кадром” Елена Хаецкая, которая под псевдонимом Маделайн Симмонс опубликовала роман “Меч и радуга” в известной желтой серии фэнтези издательства северо-запад. И тем самым наравне с Ником Перумовым стала единственным русским автором в этой серии. Не рассказал я и о супругах Джин и Спайдере Робинсонах, написавших удивительно красивый и эстетически лиричный роман “Звездный танец”, о Марте Уэллс, молодой и талантливой писательнице, пишущей фэнтези. А сколько есть авторов, что я и не читал? Однако, мне кажется, что свою главную цель – познакомить и доказать, что женщины пишут качественную фантастику, я выполнил! И я буду очень рад, если кто-то из вас станет отныне серьезнее относиться к авторам-женщинам. Или просто отметит для себя романы, прочитав которые он не потратит время впустую.

Хранитель Белый
20.01.2003