Андронова Лора, "По велению грома"

К сожалению, разговор о книге (именно конкретном издании) приходится начинать с негативных эмоций. Мы уже давно привыкли к тому, что книжные аннотации зачастую состоят из абстрактных рассуждений, ничего не говорящих о содержании, а порой они просто противоречат происходящему на страницах книги. В переводной литературе тоже присутствует целый пучок “заболеваний”. Перевирают выходные данные, приписывают авторам и книгам мифические достоинства. Приводят слова о книге знаменитых и уважаемых в жанре людей, никогда не слетавшие с уст. Теперь появилась новая напасть: фактологические ошибки. Вот и Лоре приписывают публикацию в фантастическом журнале «Полдень, XIX век», существующем, наверное, только в альтернативной реальности, а в нашей есть «Полдень, XXI век». И уже нет разницы, на какой стадии производства в издание попали ошибки, если они есть в конечном продукте. Оставалось надеяться, что в данном случае это будет единственным огорчением.

* * *

Сбежавшего из-под материнской опеки мальчишку тянет на благородные подвиги. Сомлев в придорожном трактире, то ли от тепла, то ли от горячительных напитков, он решает избавить местное население от бесчинств колдуна, что повадился красть коз у беззащитных стариков. Стрелявший лишь по разукрашенным мишеням да беззащитным животным, герой выступает против мощи, остановившей в свое время нашествие варваров. Он еще не знает о таинственном проклятье, что спасет его жизнь.
Талантливый, но безродный юноша пробивается к вершинам. Создав могущественное государство буквально на пустом месте, он мечтает продлить свою власть на века, придумав магическую ловушку для потомков. Величайший скульптор современности влюбляется в девчушку из монастырского приюта и уезжает с нею в провинциальную глушь, пытаясь защитить от неизвестных сил. Гениальный врач вынужден убивать, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка.
Дебютный роман Лоры - это множество логически завершенных историй, кажущихся поначалу связанными только местом действия. Формально, сюжет можно считать литературным описанием компьютерной игры. Группа юнитов: маг, воин с отрядом, герой и его забавный спутник, выполняют замысловатую последовательность миссий, набираясь опыта для финальной схватки со злым монстром, (которой, к слову, не будет). Миссии перемежаются красивыми словесными картинами происходившего и происходящего вокруг да около, чтобы читатель мог сориентироваться в море персонажей и событий. Рассказ лишен ненужных для общей линии повествования подробностей, описаний и отступлений, что вместе с легким языком, мягким юмором и грамотной композицией, задает роману оригинальный, быстрый темп. Почти нет моментов, на которых можно легко прерваться. Тянет узнать, что же будет дальше. Но в этом не только прелесть, но и единственный минус романа. К сожалению, внутренне устройство придуманного мира лишь приоткрывается, отчего некоторые происходящие в нем процессы воспринимаются как странные, недосказанные. Например, было бы интересно узнать положение религии в этом мире. Официальное признание. Отношение колдунов и ведьм к религии и наоборот. Её влияние на жизнь простых обитателей мира. Происхождение артефактов и т.д.
Лорины герои, кем бы они ни были по происхождению, ищут свое место в этом мире. Их судьбы образуют причудливый рисунок из случайностей и рока. В этой борьбе и формируется характер. Кто-то проигрывает схватку, кто-то приспосабливается к новым условиям, а кто-то переделывает мир под себя. Но ни одна из рассказанных историй не оставляет равнодушным. Чему-то учит.

* * *

Кроме романа в сборник вошли несколько рассказов, написанных в том же стиле. За исключением, пожалуй, “Игры”, завершающей сборник. В ней типичная героиня попадает в нетипичные для себя обстоятельства и с легкостью преодолевает их. Правда, обстоятельства необратимо меняют её. Хороши мрачный “По воле Грома”, где создатель защищает свой мирок лишь затем, чтобы продлить его агонию, и философский “Страж Йегу-Инн”, в котором бесполезное на первый взгляд существо, (а на второй - и вовсе вредное) оказывается неотъемлемой и очень важной частью отряда защитников крепости. Есть еще странная и трагичная “Вода окаянная” и т.д.
Лорины истории, безусловно, талантливая и живая проза, где фантастический антураж соседствуют с реальными проблемами, способными тронуть душу каждого. В этом их сила.

Хранитель Лёлик
06.02.2005