Визит Богов Смерти
Вот передо мной очередная книга серии "Science Fiction" от издательства Азбука-Классика. Вообще, хочется сказать, приятно видеть, что полноводная река фантастики, сформировавшаяся в последние годы и протекающая мимо читателей, не совсем обмелела жанром традиционного science fiction, подавляемого fantasy всех мастей. Вдвойне приятно, что этот жанр в данном случае представляют зарубежные фантасты, книг которых становится все меньше и меньше на нашем издательском небосклоне. Я, конечно, рад за отечественную фантастику, но и отрываться от прочего мира не хочется, тем более, что часто наши авторы (особенно в остросюжетной фантастике) проигрывают зарубежным, повторяя ошибки, которые те совершили десятки лет назад. Книга, о которой я хочу поговорить, написана в соавторстве Дэвидом Вебером и Стивом Уайтом. Первый соавтор хорошо известен мне, да, думаю, и многим читателям, в качестве великолепного специалиста по военно-космической фантастике. Его цикл "Виктория Харрингтон", насчитывающий вместе со всякими ответвлениями уже около десятка романов, очень популярен и по праву считается одним из самых лучших образцов этого поджанра. Это тем удивительнее, что за плечами писателя никакого реального военного опыта не имеется. Со Стивом Уайтом мне ранее встречаться не приходилось. Но, оказалось, что вот он, в отличие от своего соавтора, не понаслышке знаком с военной тематикой, так как в свое время был офицером военно-морской разведки. В литературном плане он не так известен, как Вебер. Помимо участия в этом совместном проекте Стив Уайт написал чуть меньше десятка произведений. Из предпочтений авторов нетрудно догадаться, что и роман "Выбор Шивы" написан в жанре военно-космической фантастики. Он является завершающим романом тетралогии "Галактический шторм" ("Starfire"), написание которой растянулось на 12 лет. Кстати, первая книга цикла "Мятеж" ("Insurrection") была литературным дебютом для обоих авторов! Приятно видеть, что оба успешно продолжают свое творчество.
Но хватит отвлеченных разговоров, давайте перейдем непосредственно к произведению. Предыстория описываемых событий такова. Выйдя в космос, человечество случайно обнаружило, что в звездных системах существуют узлы пространства, позволяющие мгновенно перемещаться в другие звездные системы. Это дало толчок стремительной экспансии. Первый этап благоприятствовал землянам, если они и встречали разумных существ, то те находились на гораздо более примитивном уровне развития. Но однажды человечество столкнулось с орионцами, и первая межзвездная война перевернула представления жителей Земной Федерации о радушном Космосе. Обнаружилось, что существует не одна раса, технический прогресс которой не уступает землянам. Вторая межзвездная война была уже трехсторонней: земляне, орионцы и "змееносцы". Однако неожиданное появление сильного стороннего противника, угрожавшего всем, заставило бывших врагов объединиться. После завершения Третьей межзвездной войны ригельцы перестали существовать как межзвездная раса, а вместо Земной Федерации, Орионского Ханства и Ассоциации Скопления Змееносца возник Великий Союз. Прошло шестьдесят лет. Достаточно долгий период мирного существования никак не мог подготовить к встрече со страшным врагом. Астрографическая экспедиция случайно наткнулась на узел, ведущий в пространство, где находились арахниды. Последние же, получив доступ в пространство Великого Союза, мгновенно бросили свои полчища на завоевание. Было потеряно несколько звездных систем, пока ценой огромных жертв не удалось остановить продвижение врага. После этого Великий Союз мобилизовал все силы на борьбу с арахнидами, но даже талант лучших полководцев и материальная поддержка десятков миров оказались практически бесполезными. Стало ясно, что с ходу эту войну не выиграть. Секретные астрографические экспедиции были отправлены во все стороны, с целью обнаружить новые узлы, ведущие в пространство пауков. Возможно, зайдя с тыла, Великому Союзу удастся переломить ход вооруженного противостояния. О том, как развивалась полная трагических событий финальная стадия войны с арахнидами и повествует данное произведение.
Читатель во мне был доволен. Сцены космических сражений будоражили мое воображение и не давали отвлекаться от чтения. Еще более приятно было видеть, как на страницах романа действуют самые разные расы, отличающиеся психологией и физическим строением, но объединенные в одном стремлении противостоять непостижимому и кошмарному врагу. Что-то в этом напоминало старые классические образцы фантастики. Однако к середине романа эйфория стала утихать, и в глаза все сильнее бросались иные моменты. Прежде всего, это касалось однообразного повествования. Схема развития действия в боевом плане была практически одинакова. Флот штурмует узел (дается подробное перечисление количества кораблей всех типов и вспомогательных средств у нападающих и защищающихся), происходит жаркая схватка, затем после битвы подводятся итоги (подробное перечисление потерь с обеих сторон). Чем дальше, тем больше книга стала напоминать некий труд по военной истории. Сборник фактов развития конфликта, описаний стратегии и тактики сражений, подробных данных по количеству участвовавших и уцелевших единиц техники и личного состава. Вопрос политического взаимодействия союзников рассмотрен был слабо. Возникло ощущение, что все были четко подразделены на своих и чужих. Причем свои сплошь положительные герои, а чужие поголовно жуткие монстры. Недостаточно ярко и последовательно в книге прослеживалась личная линия героев. Где-то штрихами намечались какие-то моменты и только. Создалось впечатление, что авторы, понимая, что одними описаниями битв не обойтись, заполнили повествование между ними сведениями личного характера, но сделали это не от души, а по необходимости. Поэтому эти фрагменты выглядят инородными в теле текста, а сами персонажи не живыми существами, а абстрактными историческими личностями.
Самое странное заключалось в том, что, несмотря на описание абсолютного Зла в лице арахнидов, мои симпатии в большей степени принадлежали им. Это единственная раса, чуждость которой авторам удалось передать. Их действия, жизненные приоритеты, мотивации – действительно не походили на человеческие. К слову сказать, поведение рас, участников Великого Союза, имело значительные отличия друг от друга разве что в трактовке понятия "честь" и подчиненности своих жизней в соответствии с ним. Почему же я "болел" за арахнидов в этой войне? Очень просто. Они оказались самыми "живыми" в своей чуждости. Арахниды в начале книги и в конце – совершенно разные расы. Возможно я переносил на них свое человеческое восприятие, но зрелище того, как планомерно уничтожаются их системы, как раз за разом они проигрывают сражения изощренным тактикам Великого Союза, как отчаянно цепляются за уменьшающееся жизненное пространство, уже понимая, что проигрывают и обречены, не могло оставить меня равнодушным. Столкнулись две цивилизации с разными жизненными ценностями. Выжить должна одна. Мой инстинкт говорит, что арахниды должны умереть. Мой разум сочувствует их гибели. Визит богов Смерти не оставил им не единого шанса.
Что ж, талант Дэвида Вебера и Стива Уайта в изображении военно-космических сражений несомненен. Все изображено предельно реалистично и наполнено неплохой динамикой. Любители подобного жанра получат удовольствие. С другой стороны психологическая сторона отношений (за исключением чисто военной психологии) проработана не совсем тщательно. В книге наблюдается явный перекос в военную сторону. Что в этом плюс, а что минус – решать вам. Для себя же отмечу, что книга читалась с интересом, пусть даже в конце он немного снизился.
Хранитель Белый
11.02.2005