Йен Уотсон – Книги Йалин

Представьте себе мир ограниченный, например, дельтой единственной реки. С одного её концы непреодолимые горы. С другого – суровый океан. А узкая полоса плодородной земли, лежащая вдоль берега, кончается засушливой пустыней, распростертой ни на один десяток дней пути. И на западном и на восточном береге реки “течет” жизнь. Жизнь полностью различных укладов и свойств. Удивительно, но при абсолютно одинаковых начальных данных, берега избрали в своем развитии диаметрально-противоположные модели существования. Первопричиною того выступает загадочное черное течение, словно гигантский дождевой червяк, пересекающее всю реку с севера на юг, и преграждающее сообщение между берегами. По какой-то, ведомой лишь ему причине, течение позволяет свободно передвигаться вдоль реки лишь женщинам, а мужчина способен лишь раз прокатиться по водной глади. Нарушившего это написанное правило ждет моментальная смерть. Один берег живет по законам “феминистской” демократии. Власть сосредоточена в руках гильдий, объединяющих людей по роду занятий. Самой сильной гильдией становятся женщины реки. Они осуществляют коммуникацию и товарооборот между разбросанными на всей протяженности реки городами. Без их участия было бы невозможно то относительное процветание, что царит в этой земле. Относительно оно по сравнению с жизнью другого берега, где воцарилась мужская тирания. Женщины здесь низведены до роли бесправных рабынь, по умолчанию получивших статус грешниц (из-за возможности свободно передвигаться по реке). Тут нет того технологического совершенства и развития промышленности и ремесел, что присущи другому берегу, и мужчины за счет физических возможностей, дарующих в сложившихся обстоятельствах решающее превосходство, прочно узурпируют власть. Пока все происходит именно таким образом и кажется будет происходить вечно, но уже появилась на свет малышка Йалин, которой суждено навсегда перевернуть жизнь в этом сонном царстве. Так начинается “Книга реки”, открывающая трилогию о приключениях Йалин, плод безудержной фантазии Йена Уотсона – одна из самых примечательных новинок зимы 2005 года. Начинающееся как нестандартное фэнтези, повествование постепенно проходит стадии религиозно-фантастической и научной фантастики, хроноприключений и фантастической авантюры, чтобы обернуться в финале прекрасным мифом. Проза Уотсона интересна во всех перечисленных жанрах, и отличается плавностью и убедительностью переходов. То есть кода умершая героиня дважды воскресает по ходу действия это не вызывает кучи лишних вопросов. Нельзя сказать, что романы вовсе лишены недостатков. Порой, за чтением очередной части, тебя настигает вовсе необязательная скука, сопровождающая тебя вплоть до очередного выверта сюжета. А под конец рассказ ведется в излишне сюрреалистическом стиле (и события и форма текста), усложняющем и без того нетривиальную историю, рискуя окончательно запутать неискушенного читателя. Уотсон дотошно воссоздает мифологию придуманного им мира. Причем эта мифология создана исключительно на научной базе, где все события имеют свое строгое обоснование. Но от этого миф не становится менее фантастичным, и не случайно комментирующие эти три книги в послесловии далекие потомки Йалин смещают оценку на ценность именно в виде культурного наследия прошлого, а не на историческую и научную ценность. Кстати, если прочтя эту рецензию вы подумаете, что все уже знаете про эту трилогию, то вы глубоко ошибаетесь. На страницах этих книг сокровищ хватит на всех.

Хранитель Лёлик
20.02.2005