Чарльз де Линт – Лезвие сна

Оказывается, называть Чарльза де Линта “канадским Стивеном Кингом”, как это сделано на задней обложке книги, вовсе не верно. Да, его романы (если взять за образец изданное первым у нас “Лезвие сна”) содержат пугающие мистические образы и сюжеты, но эти книги призваны не поселить в душе читателя страх перед неведомым, а заставить думать, переосмысливать свои жизненные позиции сквозь призму его творчества. Канадцем же назвать де Линта можно лишь по месту постоянного жительства, а родился он в далеком 1951 году, в небольшом голландском городке Буссум. Уже в четырехмесячном возрасте маленького Чарльза перевозят в Канаду, но и там он долго не задерживается. Детство он проводит в путешествиях между странами и континентами. Ливия, Турция, Швейцария и вся Северная Америка. В этом сплаве множества различных культур и мировоззрений формируется его собственный, уникальный характер. Его убеждения. Два юношеских увлечения де Линта (книги Толкиена и кельтская музыка) навсегда определили его дальнейшую судьбу. По возвращении в Канаду он устраивается работать в звукозаписывающую компанию, организует вместе с единомышленниками музыкальную группу и начинает выступать с нею в клубах. А еще он пишет. Сказочные истории. Пока лишь для себя. В стол, а точнее в чулан, где хранились его тетради с рукописями, пока кто-то из друзей не откопал их из-под слоя пыли и не прочел. Доброжелательная реакция ободряет автора, и он отправляет некоторые свои работы издателям. В 1976 году состоялась его первая публикация в литературном журнале, но это был только эпизодический успех. Кто знает, может мир так никогда не узнал бы силу писательского таланта Чарльза де Линта, но в 1980 году происходит перелом в его судьбе. Он женится, и именно жена советует перенести действие его чудесных историй из леса в город. С 1983 году произведения де Линта снова публикуются уже отдельными книгами и регулярно. Под влиянием жены он бросает работу и полностью уходит в творчество. Из благополучного 2005 года мы убеждаемся в правильности принятого решения, но в то время это, видимо, был трудный шаг. Самые известные романы де Линта объединяются в Ньюфордский цикл, произведения, связанные между собой местом действия – городом. Этот город словно магнитом притягивает все необычное, странное, таинственное, становясь одним из главных героев книг. Практически живым персонажем. Во многом поэтому книги Чарльза классифицируются как “Городское фэнтези” (или “Городские легенды”, как назвало эту серию издательство Азбука). Скорее всего, этот поджанр ассоциируется среди российских читателей с циклами произведений Сергея Лукьяненко про “Дозоры” иных, или Вадима Панова про жителей “Тайного города”, но книги де Линта построены на совершенно другой концепции. Сам он называет свои книги “фэнтези для тех, кто обычно фэнтези не читает” и с ним сложно не согласиться. Включая в текст привычные для поклонников этого жанра элементы, автор стремится более рельефно выделить те реальные вопросы и темы, что лежат в основе книги. За фантастикой скрывается все равно легко узнаваемая жизнь современного города. Действие “Лезвия сна” развивается размеренно, чему способствует нелинейное построение композиции с флэшбеками и вставками дневниковых записей. Но сюжет содержит множество неожиданных поворотов и мини-развязок. Тебе столь искусно морочат голову, что раскрытие тайны, происходящее буквально на последней странице, все равно становится неожиданным. При этом автор умудряется от страницы к странице постоянно повышать накал страстей. Мне роман показался очень личным для де Линта как для автора. Слишком уж чувствуется внутренний нерв. Возможно, фундаментом рассказанной истории служат его страхи и ощущения от осмысления творчества как одного из главных проявлений человеческой личности. Той её стороны, что позволяет человеку стать творцом, создателем. Стороне, благодаря которой фантастические, сказочные миры становятся реальнее, а реальность в свою очередь выглядит по-другому. Не как обычно. Что заставляет человека творить? Где грань между творчеством и ремеслом? Как складываются взаимоотношения автора и творений? Совместимы ли гений и злодейство? Вопросы отнюдь не простые, а ответы на них не могут быть однозначными. Оттого и особенно интересно следить за рассуждениями Чарльза де Линта. Ведь он пишет только о том, что точно знает. Прочел, и как будто в душу к богу заглянул.

Хранитель Лёлик
20.03.2005