Детский сад. Выпуск третий

Книги, разговор о которых пойдет сегодня, несмотря на всю их непохожесть, безусловно, объединяет одно звено – личность Брайана Джейкса. Для одной из них (Возвращения корабля-призрака) Джейкс стал автором, а для другой (Войны с горностаями) – создателем “вселенной”.
В 2002 году на российских книжных прилавках появился “Воин Рэдвола” – первая книга очень успешных на западе историй про обитателей аббатства Рэдволл. Героями этого цикла стали милые зверушки: мыши, белки, ежи и зайцы, в противники которым достались ласки, горностаи и крысы. Истории, построенные на том, что более слабые звери за счет своих лучших качеств побеждают глупого, но сильного противника, очень нравятся маленьким читателям и их родителям во всем мире. По мотивам произведений Джейкса поставлены спектакли, мюзиклы, опера и снят мультсериал, который, кстати говоря, в 2003 году транслировался по общегосударственному телеканалу «Культура».
Конечно, столь коммерчески успешный проект рано или поздно должен был обзавестись клонами. Одним из них и стала “Война с горностаями” Гарри Килворта. Этот роман открывает самостоятельный цикл “Тайны забытого острова”, рассказывающий о жизни зверей, населяющих Поднебесный остров. Люди, некогда заселявшие эту землю, однажды покинули её, оставив уютные дома и нажитое добро на произвол судьбы. Власть над островом захватили горностаи и крысы. Как и люди, они поделили землю на угодья и стали жить, угнетая слабых.
В одном из наделов, где правил принц Недоум, появились повстанцы – группа ласок под предводительством Смельчака. Они считали, что дамбы, благодаря которым существует остров, нуждаются в срочном ремонте, и только люди способны его произвести. Смельчак хочет найти людей и вернуть их на остров, но это противоречит интересам Недоума.
Действия, происходящие в рамках описанного выше сюжета, разнообразием не отличаются. Друзья получают задание, в выполнении которого им мешают подручные Недоума или другие темные личности. Попав в очередную ловушку, герои выпутываются благодаря способностям одного или нескольких членов отряда. И так до бесконечности. Повествование динамично и лишено каких-либо попыток морализаторства. Но примечательно не это.
Для детской книги тут очень уж неоднозначные злодеи и злодеяния. Братоубийство, наемный душегуб, смерть одного из главных героев, служители религии один гнуснее другого и даже жители райских кущ, ведущие отнюдь не праведную жизнь. Всех их достаточно редко можно встретить даже на страницах взрослых книг и, конечно, это выделяет книгу Килворта из потока детской литературы.
Другая интересная деталь – наличие таких второстепенных персонажей, как оживших памятников и статуй. Они скитаются по острову в поисках места своего первого и последнего пристанища. Места, где материал, из которого они сделаны, был извлечен на свет божий. Со статуями связан один из самых страшных эпизодов книги, когда изваяния ангелов с надгробий местного кладбища врываются в церковь, где расположились на ночлег герои. Напоминает эпизод с нападением птиц на дом в фильме Хичкока.

“Возвращение корабля-призрака” Брайана Джейкса продолжает историю, начатую в “Двоих с “Летучего голландца””. Правда, продолжает не напрямую, а лишь использует тех же героев – подростка Бена и его лабрадора Неда. Только им двоим из всего экипажа удалось спастись с борта проклятого корабля. Теперь они вынуждены вечно скитаться по земле и искупать свои грехи добрыми поступками. На этот раз путь друзей лежит в Европу. На границу между Испанией и Францией, где они должны помочь местному правителю вернуть внука из плена разбойников.
Роман строго разделен на две части. В первой герои бегут в Европу из Южной Америки на борту пиратского судна. Их преследуют каперы и бывшие братья по оружию. Джейкс достаточно дотошно, но при этом увлекательно изображает будни пиратов. Уклад их жизни, суеверия. Эту книгу действительно хочется читать. Но когда герои высаживаются на берег Франции, от правдоподобия всего происходящего не остается и следа. И это резко отрицательно сказывается на качестве текста. Слишком явно на первый план выпирает религиозный подтекст.

Хранитель Лёлик
11.04.2005