Лучшие из лучших
Лучшее за год. Мистика, магический реализм, фэнтези. Сборник под редакцией Еллен Датлоу и Терри Виндлинг. Предваряя рассказ о содержании этого уникального сборника, хочется сказать пару слов о самом издании. Ох и не часто же приходится держать в руках столь прекрасно напечатанную жанровую книгу! С такой тщательностью больше к энциклопедиям подходят. Нестандартная высота сразу приковывают взгляд к этому черному тому напечатанному на белоснежной бумаге. С обложки за нами наблюдает таинственная незнакомка. Одна половина её лица скрыта в тени и напоминает о волшебных созданиях из детских сказок, а другая обезображена шрамом загадочного происхождения. Эта иллюстрация весьма точно передает характер книги. Каждое произведение, вошедшее в её состав, начинается со вступительной статьи, рассказывающей об авторе и истории создания его текста. Материалы небольшие, но достаточно информативные. Можно узнать, например, что один из рассказов был специально написан для антологии, где писателям надо было придумать историю девушки с фотографии, полученной от издателя. Другой рассказ и вовсе создан специально для рекламного буклета в поддержку тура Тори Амос по Америке. Кроме высокой цены, отпугнуть читателей способно и отсутствие знакомых имен среди авторов, чьи произведения вошли в книгу. Относительно известными в России можно признать Нила Геймана и Адама Робертса. Однако испугавшиеся потеряют очень много, так как составители собрали под одной обложкой сплошь “звезд" и лауреатов престижных фантастических премий. Наверняка среди них найдутся те, кто впоследствии превратятся в ваших любимчиков. В содержательной части сборника заметен явный крен в сторону мистической литературы, но при этом удается избежать отталкивающих кровавых подробностей. Ужас витает где-то за кадром. Он глубоко в душах людей, в их поступках, прошлом. Почти всегда в чем-то недосказанном. Так, в рассказе Чайны Мьевилля, написанном с целью выразить почтение Лавкрафту, героиня видит чудовище в мелких деталях окружающей действительности. В сплетенных ветвях деревьев, трещинах штукатурки на потолке или складках одежды. Она пытается убежать от своего страха вместо того, чтобы встретить его лицом к лицу, и конечно зря так поступает. Другую историю побега от судьбы рассказывает Майкл Лайблинг в своем “Терракотовом мальчике". В нем речь идет о мистическом поле для мини-гольфа, на территории которого возможно разглядеть будущую смерть игрока. Герой, совершивший здесь в детстве ужасный поступок, всю оставшуюся жизнь бежит от воспоминаний о нем, но судьба настигает его на том же месте. Обратная ситуация, когда случай изменяет судьбу героя, присутствует в рассказе Терри Доулинга “Стежок", где психологическая травма, полученная в детстве, медленно превращает героиню в монстра, а в “Вечном веселье" Рэмси Кэмпбелла подобная травма не дает героине покоя даже после смерти. Два удивительно похожих и одновременно разных рассказа создали Карен Джой и Кристофер Фаулеры. Может, это оттого, что у них одинаковые фамилии? И там, и там фигурируют джунгли, обезьяны и ревность мужа к жене. Только вот источники неприятностей разные, что, в общем-то, обусловлено проблемами и устоями того времени, в котором происходит действие. Жанр фэнтези прекрасно представлен рассказами Джефри Форда. “Зеленое слово" можно отнести к экологическому фэнтези, и оно иллюстрирует, что вовремя проиграть иногда значит победить, а “Сотворение человека" заставляет героя оказаться в роли бога. Очень изящны рассказы Зорана Живковича “Мастер" и М. Шейна Белла “Пагоды Сибура". У Живковича скрипичный мастер совершает самоубийство, а посетители пивной, что расположена возле дома погибшего, начинают искать мотив. Правду знает только ученик мастера, но она столь невообразима, что легче уверовать в вымысел. Достаточно простой сюжет с прозрачной моралью, но надо видеть, как он подан. Белл же открывает истинное происхождение таланта Мориса Равеля и китайско-французскую разновидность фейри, живущую в битой посуде. Кстати, Равель - не единственное реальное историческое лицо среди героев сборника. Если хотите знать, какой случай послужил Стивенсону прообразом для его “Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда", читайте “Шкурятника" Джея Рассела. Особняком стоит произведение Адама Робертса “Почти по Свифту". Продолжая историю лилипутов и великанов, автор создает запоминающееся эпическое полотно о долге и предательстве. Как далеко может зайти человек в претворении в жизнь своих идеалов и где та тонкая грань, что отделяет праведную борьбу от предательства Родины и себя? Какую-то общую тенденцию в рассказах этого сборника обнаружить крайне трудно, но одно их точно объединяет. Все они написаны не просто ради красивой истории, а несут в себе внутреннюю идею, которой автор метко бьет в цель. В сердце или в голову.
Хранитель Лёлик
01.06.2005