Чарльз де Линт – Городские легенды

“Езда без правил”, входящая в сборник рассказов и повестей “Городские легенды”, одно из редких для де Линта реалистичных произведений. Её герой, паренек по прозвищу Цинк, полагает, что Земля – это огромный сумасшедший дом для инопланетян, а все полицейские – переодетые Элвисы. Естественно, после подобных заявлений никто не верит в то, что он не ворует велосипеды, а отпускает их на свободу. Впрочем, будь он в здравом уме, тоже вряд ли бы поверили. Заканчивается рассказ скверно. Полагаясь на волшебную силу своего амулета, застигнутый на месте преступления парень погибает от пули полицейского. Простая трагедия детского ума, убежавшего от жестокой реальности в свой, иллюзорный мир, но не сумевшего спрятаться там от жизни. Однако есть в этой истории и другая героиня, знакомая Цинка, которая, несмотря на факты, не убеждена в его виновности. Он… он не угонял велосипеды… Он просто… отпускал их на свободу. Такая вера как изначальный, необходимый толчок к претворению волшебства в жизнь – одна из основных тем в творчестве де Линта. В том или ином виде, она встречается в каждом его произведении, будь то коротенький рассказ или самый длинный роман. Возможно, чудеса действительно перестали случаться оттого, что мы больше в них не верим. Всему ищем рациональное объяснение, а если и не находим, то все равно не сомневаемся в наличии научного обоснования действительности. Оно есть, лишь законы пока скрыты от человека. Мы вытравили из себя все частицы магии, и жизнь стала скучной и бесцветной. Но существует жизнь другая, где краски сочнее, а эмоции ярче. В этой жизни не надо придумывать себе экстремальных развлечений, чтобы поднять уровень адреналина в крови. Он регулируется естественным путем. Именно к ней и стремится вернуть своих читателей автор. Предельно ясно, что делать это при помощи каких-то логических построений бесполезно и, пожалуй, даже вредно. Потому и стучится он сразу в сердце. Ведь чудо проникает в наше сознание именно этим путем и никак иначе. За те годы, что де Линт писал в стол, он, похоже, максимально отточил механизм подобного проникновения. И в каком-то смысле его умение написать так, что слова оживают, – тоже чудо. Чудо не меньше того, что описывают эти слова. Произведения данного сборника создавались для различных журналов и антологий, но, будучи состыкованы вместе, образовали уникальный узор. Даже не веришь, что такое могло произойти случайно. “В доме врага моего”, произведение расположившиеся ближе к концу книги, являет на свет уже другой, изменившийся мир. Научившись не видеть волшебство, люди продолжают менять реальность под себя, вычеркивая из своей жизни все негативные факторы. Они стараются не видеть горя, голода, нищеты, которые их окружают, но напрямую не касаются, вместо того чтобы совместными усилиями побороть зло, заставить его действительно исчезнуть из жизни. А ведь волшебство начинается еще и с этого. С доброты и тепла, которые один человек способен подарить другому, не ожидая взамен ничего для себя лично. Прочтя “Городские легенды”, вы уже никогда не забудете эту простую истину. Слишком уж страшен мир, где ей не следуют.

Хранитель Лёлик
13.07.2005