Люциус Шепард – Закат Луизианы
“Закат Луизианы”, пожалуй, самый эффектный роман Шепарда из уже изданных у нас. Он словно паутина, сплетенная из беспрерывного действия. Даже во внешне спокойной обстановке, когда вроде ничего и не происходит, автор умудряется создать беспрецедентный накал страстей, перенося действие на другой, ментальный, уровень бытия. То есть человек сидит за стойкой бара и лакает свой виски, а мозги его готовы закипеть от перенапряжения.
Взрывая течение жизни патриархального городка Грааля, включив в устоявшиеся веками ритуалы неизвестную величину Х, автор ворошит муравейник, а потом наблюдает, как мураши реагируют на вымышленную угрозу, танцуя рок-н-ролл под его волшебную гитару.
Ну а где есть рок-н-ролл, там должен быть и секс. “Закат Луизианы”- к тому же самый эротичный роман Шепарда. Чувственным наслаждением как будто пропитана сама атмосфера книги. Насытившийся ею картофель фри устраивает прямо на тарелке оргию, а начинается все и вовсе с изнасилования главной героини фантомом её бывшего любовника, материализовавшимся в тень от «штакетины» забора. А нечего было в колдовской час по «болотам» разгуливать. Ну, как вам фантазия автора? Его герои и обычно не скованы оковами пуританства, но сюда секс привносит особенную остроту. Основная интрига построена на любовной магии. Привязка к телу мнится поначалу крепким поводком, но душа пленника при этом остается пустой и темной. А темнота, как известно, лучшее место для рождения страха.
Остается третий компонент – наркотики. Напрямую они не упоминаются, но наркотики творят иллюзии, а уж чего-чего, а галлюцинаций тут хватит на всех. Называть “Закат Луизианы” самым иллюзорным романом Шепарда было бы не совсем верно. Все они в этом идеальны. Это вообще его отличительная черта – создать на совершенно реалистичном и порою скучном материале - уникальный, сказочный мирок. Причем герои ведут себя в этом мире обыденно, будто так и должно происходить на самом деле. Ты покупаешься на сказку, и тут же настигает глубокое разочарование. Персонажи то совершенно не сказочные и ведут себя вовсе не в соответствии с представлением об идеале.
Про сюжет я сознательно стараюсь рассказать как можно меньше, но про концовку обязательно надо. Кажется, рассчитали уже чего ждать в конце, так Шепард опять обманывает. Нет, первый то финал читается, принимая во внимание обозначенную выше страсть к развенчанию положительных образов. Но ведь автор, паразит такой, потом еще «эпилог» придумывает, опрокидывая историю с ног на голову. И получаются разом две песни. Песнь человеческой подлости и песнь человеческой глупости. Две по цене одной. Жителям Грааля такая сделка и не снилась.
Хранитель Лёлик
06.08.2005