Грэм Джойс – Зубная фея
Осторожно!!! Ни в коем случае не открывайте “Зубную фею”, ибо эта книга имеет силу влиять не только на умы читателей, но и на их зубы. Мне, например, пришлось удалить один, разболевшийся ни с того ни с сего. Остается надеяться, что это все же было досадное совпадение и кровожадная фея из романа Джойса не станет досаждать мне в дальнейшем так, как Сэму – главному герою. Впрочем, если вы, читатель, не из робкого десятка – обязательно прочтите. Оно того стоит.
История знакомства Сэма и феи тоже началась с зуба. Кто-то из приятелей этот злополучный зуб выбил. Из-за чего? Теперь уже и не вспомнить, но травма оказалась судьбоносным моментом в жизни мальчишек. Как и положено, зуб занял свое законное место под подушкой, чтобы утром обернуться звонкой монетой. А ночью случилось непредвиденное – Сэм увидел фею. Не то воздушное создание с крыльями за спиной, что представляется вам, а призрачного монстра неопределенного пола и неприятной наружности – порождение кошмаров старика Фрейда. И, как щука, лишившая пальцев ноги Терри – еще одного героя повествования, эта тварь сожрала все красивое и доброе, что детство припасло для мальчика, оставив лишь грязь и неудачи.
Формально “Зубную фею” следует отнести к романам взросления – к тем слащавым произведениям, чтение которых доктора просто обязаны прописывать растущему детскому организму по десять минут перед сном. Обычно персонажи этих книг, с коими читатель обязан себя отождествлять, проходят ряд инициаций, чтобы к финалу почувствовать себя взрослыми и ответственными людьми. Порой эти персонажи совершают ошибки, но это не более чем временные уступки человеческой натуре. В остальном ребенок видит перед собой образец для подражания – робота, выполняющего моральную установку общества.
Герои Джойса вовсе не такие. Проходя инициации, они, раз за разом, делают неверный выбор, все глубже и глубже погружаясь на темную сторону, все ближе и ближе подходя к черте, отделяющей жизнь от смерти. Фактически роман превращается в литературное свидетельство детской жестокости и пороков. Начиная с курения и употребления спиртного, транзитом через наркотики и мелкое хулиганство, к убийству и терроризму – вот неполный список прегрешений этой банды малолеток. Редстонских шизиков.
Вместо привычного для романа взросления: “Что делать?”, главным вопросом книги становится: “Кто виноват?” По мнению Сэма – безусловно, зубная фея. Именно она, а не Сэм, совершает все те неблаговидные поступки, что приписывают ему. Стремясь казаться взрослым, в вопросах, касающихся ответственности за свои действия, он ведет себя хуже малого ребенка, перекладывая вину на выдуманное существо. Не лучше поступают и родители, препоручая ребенка психоаналитику, школе и другим общественным институтам, создавая тем самым видимость заботы, которая возвращается к ним такой же липовой видимостью благополучия. Оказывается, родители только снаружи выглядят взрослыми, оставаясь при этом внутри безответственными юнцами. И это не комплимент, а приговор.
Даже человека с устойчивой психикой подобная книга может вогнать в продолжительную депрессию. В таком случае важнейшим компонентом становится юмор, способный резко понизить градус происходящего. Юмор есть, но еще вопрос: что чернее – история или шутки. Наверное, из-за этого и относительно счастливый конец “Зубной феи” воспринимается с облегчением, хотя катарсис был бы более логичным исходом. Более жизненным. Но ведь перед нами сказка, а даже страшные сказки обязаны оканчиваться хорошо.
Хранитель Лёлик
01.09.2005