Кристофер Фаулер - Спанки
Мелкий лондонский клерк Мартин был слишком умен для той жизни, которая у него была, и слишком глуп, чтобы суметь её изменить. Работа в мебельном салоне, воспринимаемая им без особого энтузиазма. Кризис в семье после гибели брата. Лоботряс-сосед на съемной квартире и полное отсутствие отношений с противоположным полом. По отдельности проблемы не страшные и имеющие решение, но совместно образующие непролазное жизненное болото, в котором Мартин увязал все глубже и глубже, а ярлык "неудачник" проступал на его спине все ярче и ярче.
И очень кстати в каком-то баре его собутыльником оказался персонаж по имени Спансиалозофус Лакримоза или просто Спанки. Он объявил себя инфернальным субъектом - даэмоном, проводником божьей воли на земле. Его задача - сделать человечество лучше, и начать он решил с Мартина. И главное - никаких контрактов, подписанных кровью. Все, чего хочет Спанки взамен, - истинная дружба. А теперь скажите, но только положа руку на сердце, как бы вы поступили на его месте?
Поначалу роман Фаулера провоцирует киношные ассоциации. Не случайно Гильермо дель Торо взялся за его экранизацию. Пока же вспоминаются "Кабельщик" с Джимом Керри или более арт-хаусный "Гарри - друг, который желает вам добра", где один персонаж превращал в ад жизнь другого из благих побуждений. Спанки, готовый на все в своем желании помочь, подбирает Мартину новый гардероб и апартаменты, устраняет конкурентов по служебной лестнице, решает проблемы в семье и неуверенность в общении с женщинами. Но вскоре Мартин вынужден будет заплатить за чудесное преображение необычную цену.
Спанки действительно не покупает души. В этом просто нет необходимости. Жертва сама себя обездушивает, меняя индивидуальность на шаблонные блага и внешнее благополучие. Но за ними спрятана пустота, которую так легко заполнять нужной злодею субстанцией. Мартин вовремя понимает, что лишь меняет одну клетку на другую, позолоченную, а долгожданной свободы так и не получает, и тогда он поднимает бунт.
Планомерное подавление этого обреченного на провал бунта - самая сильная часть книги. Незащищенность, порождающая первобытный страх. Мартин уподобляется человеку, попавшему в центр урагана с раскрытым зонтиком в руках, - настолько нелепыми и несостоятельными кажутся его попытки спастись. Нельзя сказать, что Фаулер сильно напрягает фантазию, придумывая изощренные козни Спанки. Но их приземленность порождает ужас с эффектом присутствия. Они столь реалистичны, что каждый может примерить их на себя. Устроить вам такую «веселую» жизнь способно не только сверхъестественное существо, но и сосед по лестничной клетке.
Хранитель Лёлик
06.10.2005