Чарльз де Линт – Покинутые небеса

Ньюфорд слишком мрачный и опасный город, чтобы вот так беспечно останавливать свою машину глубокой ночью в безлюдном переулке, даже ради спасения женщины, избиваемой каким-то подонком. Хэнк прекрасно знал это - жизнь научила, и вот на тебе - тормознул. Послушал внутренний голос, а не здравый смысл, и прогадал. Первая пуля попала в плечо, а вторая должна была попасть в сердце, но в последний момент прямо с неба, как Бэтман, упали две девчонки. С поразительными легкостью и жестокостью они пружинным ножом решили стоящую перед двумя людьми проблему. И не верьте издательской аннотации - сделали они это бескорыстно. Из чистого удовольствия.
Как и созданный вне ньюфордской вселенной роман "Лунное сердце", "Покинутые небеса" основаны на легендах американских индейцев. На этот раз о принадлежности человека к тотему, если в его венах есть хоть капля крови древних зверолюдей. Когда-то, в "далеком прошлом" наш вид был вытряхнут из магического горшка Ворона в результате действий любознательного Койота Коди. Появление людей изменило баланс сил, и изначальным созданиям пришлось приспосабливаться к жизни среди них. Делить пространство и пищу, влюбляться и заводить детей, мечтая вернуться в "далекое прошлое". Особенно сильно мучался от всего произошедшего Коди, а потому он периодически воровал у Ворона его горшок и пытался исправить свою оплошность, неизменно терпя неудачу. С чего он решил, что в этот раз все будет по-другому? И какое отношение к этому имеют Хэнк и его друзья?
Если сравнить "Покинутые небеса" с предыдущими книгами де Линта, то здесь мы столкнемся с приемом, характерным скорее для триллера. Автор не сообщает читателю всей информации, известной некоторым героям, приберегая ее для кульминации. В данном конкретном случае прием неплохо справляется с организацией интриги при достаточно незатейливом сюжете. Одна часть героев тщательно скрывает ключевые сведения, а другая не способна их адекватно усваивать. Создается коммуникационный вакуум, которым злодеи, сами того не подозревая, удачно пользуются. И - договорись положительные персонажи вовремя - обошлось бы без ненужных жертв.
Но в таком случае не получилось бы и самой книги, ведь у де Линта главное не сюжет и даже не антураж, а внутренняя история – душа романа. В данном произведении это теория ответственности, на которую работают и сюжет, и мифология, и все писательские приемы. Это ответственность и за неправильные действия, и за бездействие, что наиболее важно. Лучше совершать поступки, допускать ошибки, но все равно идти вперед, вместо того чтобы сдаться и, забившись в угол, ничего не предпринимать. Фраза: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает" теперь с блеском опровергнута "Покинутыми небесами".

Хранитель Лёлик
06.10.2005