Алексей Пехов
ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ…
- Что для вас популярность, Алексей?
- Никогда не задумывался над такой постановкой вопроса. Наверное, когда эта самая «популярность» придет, тогда я и смогу полноценно на него ответить.
- Какую роль вы отводите себе на книжном рынке? Что для вас писательство – чистое творчество, или все-таки еще и способ заработка?
- Отводить себе какое-то место - не моя задача. Это дело критиков, издателей, книготорговцев и читателей. Моя задача - написать хорошо и интересно. Чтобы самому нравились собственные книги, и устраивало их качество.
Быть писателем для меня - это образ жизни. Сейчас, когда у меня издано семь романов, уже, наверное, можно говорить о том, что это моя профессия. И для меня новые книги - это не только возможность позабавить читателя и развлечь его скучным вечерком, но и попытаться предложить задуматься над какими-то серьезными вопросами. Поставить его перед выбором - а как бы я поступил на месте героя? Дать понять, увидеть - где черное, а где белое. В той степени, в которой между ними возможно провести границу.
- Сложно ли стать сегодня раскрученным писателем, чтобы тебя издавали, читали, узнавали и деньги платили хорошие? Что для этого надо иметь - талант, везение или опять же - деньги тоже не помешают?
- Для того, чтобы стать «раскрученным писателем» в первую очередь надо работать, работать и работать. Пахать по 10-ть часов в день. Любить свое дело. Любить своих читателей. Это фундамент, на котором, затем строится все остальное, в том числе «узнавание» и «хорошие деньги».
- Сейчас фантастики на прилавках очень много. Как вы оцениваете обилие подобной литературы?
- Если оценивать количество, то я, как и вы, могу лишь констатировать - да, много. И это, наверное, оправданно потребностями нашего времени. Если же оценивать ее качество, то я не критик и дать полноценную оценку не могу. К тому же, чтобы что-то «оценить», это следует изучить в полной мере, то есть прочитать хотя бы 50% из того, что сейчас продают, дабы «вывести» определенную статистику. К сожалению, я не в состоянии прочесть такой большой объем, и поэтому не могу дать четкого положительного или отрицательного ответа.
Единственное, что могу сказать - не вижу в изобилии ничего плохого. Если книга продается и она хороша, то обязательно найдет своего читателя.
- О советской фантастике сложилось впечатление, что писали ее в основном люди науки. А что происходит сейчас? Автор заметно «молодеет», пишут люди разных профессий и разного уровня образования. Каковы, на ваш взгляд, основные критерии «правильного» писателя-фантаста?
- Не вижу ничего плохого не только в «молодости» авторов, но и в многополярности их профессий. Каждый приносит в фантастику что-то свое, свой кусочек жизни, свой кусочек чувств, свой кусочек опыта. Это, на мой взгляд, замечательно. Кроме того, по моему представлению, у нас сейчас «молодеет» абсолютное большинство профессий. Даже в Академии Наук появились очень молодые академики - чего раньше ни при каких обстоятельствах не допускалось.
- Как видится будущее русской фантастики. Не превращаются ли произведения в клон друг друга, как сериалы на ТВ?
- Ну, уж точно не как «фантастика умерла». Каждый год приходят новые, талантливые люди с новыми взглядами, идеями, творчеством, и это дает надежду, что русская фантастика никогда не будет находиться в застое, которым так любят пугать некоторые люди.
Что до превращения в клон - нет, это не так. Точнее, не совсем так. Те, кто делают клонов, крайне редко становятся кем-то большим, чем «ремесленники». Кстати, и раньше многие идеи советские фантасты «заимствовали» у зарубежных писателей.
- Как отличить хорошую книгу от плохой?
- Если книга тебе нравится, она интересна, она учит, заставляет сопереживать героям - значит, это хорошая книга. Если книга не нравится… вполне возможно, что ее писали просто не для тебя.
- Что вы никогда не напишете?
- Халтуру.
- Кого вы считаете своими учителями?
- Мой главный учитель - «опыт, сын ошибок трудных». (улыбается)
- Как относитесь к своим коллегам по писательскому мастерству? Возникает ли ощущение конкуренции, профессиональной ревности?
- С интересом, конечно. Ко многим - с симпатией. Многих из них считаю своими друзьями. Ревности нет.
- Интересуетесь ли вы политической жизнью?
- Я слежу за новостями и ситуацией в стране и мире.
- Насколько окружающая вас действительность находит отражение в вашем творчестве?
- Насколько это возможно.
- Фантастика довольно популярна в киноэкранизациях. Голливуд, как известно, мастер спецэффектов. Наши режиссеры до недавнего времени больше полагались не на красивую картинку, а на психологизм ситуаций. Каковы ваши предпочтения?
- Я предпочитаю интересные (сюжет), увлекательные (картинка), умные (психология) и эмоциональные (возможность сопереживания героям) фильмы, которые помогают мне что-то понять или открыть для себя что-то новое.
- Но все-таки, как вы относитесь к электронным библиотекам и появлениям ваших произведений в Сети?
- Я не вижу разницы между электронными и бумажными книгами. В том числе и по системе их распространения (то есть оплаты). Правда, «электронка» гораздо быстрее портит зрение, как врач, я не могу не предупредить об этом своих читателей.
И НЕПОСРЕДСТВЕННО О ТВОРЧЕСТВЕ
- (Банальный вопрос :)) Можно чуть подробнее узнать о творческих планах?
- Сейчас пишу продолжение «Искателей ветра», также в ближайшее время мы должны продолжить работу над циклом «Киндрэт».
- Что увлекательнее – писать сольные вещи или работать в соавторстве? Возможно, с кем-то особенно хотелось бы попробовать поработать вместе?
- Увлекательно - все. Следующей моей книгой в соавторстве будет второй том «Киндрэт» (под кодовым названием «К.И.К.С») с Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой.
- Похоже, в творчестве вы все-таки больше тяготеете к фэнтези. А что мешает писать НФ? Отсутствие такого желания? Неуверенность в собственных силах? Или просто «руки пока не доходят»?
- В данный момент фэнтези мне просто более интересно, чем НФ. Зачем писать то, что тебя не слишком захватывает?
- Как возникают приключения и мотивация поступков героев? Планово? Спонтанно? Подбирается мотив под действие или наоборот?
- Они просто есть, и все. Герои живут своей жизнью, а я лишь записываю то, что с ними происходит.
- Насколько серьезно относитесь вы к корректуре и вычитке своих произведений?
- Очень серьезно. Я стараюсь следить и за корректурой, и за редактурой, и за версткой, стараюсь проверить аннотацию, а также интересуюсь обложкой, которую рисуют художники. Работа над романом не заканчивается после того, как ты ставишь точку. Она продолжается, чуть ли не до появления книги на прилавках.
Хранитель Eki-Ra
26.10.2005