Джеффри Форд – Физиогномика

Ровно в четыре пополудни Физиогномист Клэй отбыл из Отличного Города по направлению к провинциальному городку Анамасобии, где произошло гнусное преступление против Создателя. Когда-то, разрабатывая очередную горную жилу, шахтеры нашли некий белый плод в руке сморщенной мумии. Ходили слухи, что этот плод вырос в земном раю. Отведавший его обретет уникальные способности и даже бессмертие. Теперь плод пропал, и забота Клэя найти виновного, а по возможности и сам плод. И сделать это надо в кратчайшие сроки.

Можно предположить, и косвенные тому подтверждения в тексте имеются, что мир “Физиогномики” возник как мнемонический эксперимент Драхтона Беллоу – Создателя. Развитие ассоциативной памяти – распространенная во всем мире практика. Джон Краули в своем “Эгипте” очень интересно рассказывает про неё применительно к монахам- доминиканцам. Заучивая наизусть внутреннее пространство своего монастыря, послушники затем размещали в нем (воображаемом) различные предметы, ассоциирующиеся с тем или иным священным текстом и событием. Развивая память все сильнее и сильнее, монахи делали к псевдомонастырю пристройки, возводили новые здания. У Краули Джордано Бруно дошел до того, что стал размещать свои воспоминания на звездах, а герой Форда допустил другое “усовершенствование”. Он населил придуманный им мир живыми существами. Людьми, животными, демонами.
Проблемы взаимоотношений творца и творения уже не первый раз поднимаются в произведениях Форда, переведенных на русский язык. В “Секретаре писателя” она рассматривалась сквозь призму юмора, а в “Сотворении человека” чересчур всерьез. “Физиогномика” находится где-то посредине. Улыбаться, читая про абсурдные приключения Клэя, вам предстоит не раз, но расслабляться при этом не советую, если вы хотите еще и разобраться в происходящем. А вещи происходят поистине необычные. В статичное, спящее царство вторгаются существа, в гены которых заложено стремление к развитию. С одной стороны слово Создателя для них – закон, с другой стороны возникают сомнения в правильности происходящего, стремление познать мир.
Складывается ситуация, обратная библейской. И аналогии с райским плодом, послужившим катализатором эволюции человека в христианской мифологии, совсем не случайны. Люди, поначалу бессознательно, а затем и вполне осознанно, стремятся покинуть «рай», сотворенный Беллоу, и найти свой. Создатель в свою очередь завинчивает гайки, вводя в обиход физиогномику – лженауку, адепты которой по чертам лица и пропорциям тела способны безошибочно опознать преступника, казнокрада и даже оборотня. И никакого тебе развития, ведь твоя жизнь предопределена сразу после рождения.
И ведь поступает так Создатель из благих побуждений. Ему и помыслить невозможно, что сотворенное по его подобию существо может иметь отличное от него понятие блага. Что очередную порцию наркотической «чистой красоты» можно променять на высеченное на стене каторжной штольни слово «прощаю».

В 1997 году “Физиогномика” получила Всемирную премию фэнтези. При этом роман каждым своим словом противоречит духу жанра. Противостоит его каноничности и предопределенности. Не высмеивает, а разрывает изнутри, на уровне идеи. Но одновременно остается частью фэнтези. Той, что принято просто называть хорошей литературой.

Хранитель Лёлик
28.10.2005