Татьяна Матвеева, Константин Рогов – Башня Ангелов

Фамилии сразу двух авторов под одним названием не должны вводить никого в заблуждение. Перед вами не книга соавторов, а собранные под одной обложкой романы и рассказы самостоятельных писателей, объединенные одним жанром – киберпанком. Но это единственное совпадение, ведь произведения Рогова и Матвеевой отличаются друг от друга как небо и земля.
В начале Татьяниной “Башни Ангелов” провинциальная девчонка приезжает в мегаполис с целью найти здесь свою новую жизнь. Начинает она поиск со взлома компьютера одного из Ангелов – парня из сообщества хакеров. Упиваясь этим успехом, она соглашается на предложение своего нового знакомого взломать систему безопасности крупной корпорации и украсть тщательно хранимые секреты. Она и представить себе не могла, что эти её действия запустят цепочку событий, приведшую к созданию первого в мире ИскИна.
Чтение этого романа сродни изучению аккуратно и старательно, по-женски, написанного конспекта лекций. Вроде и присутствует в тексте жизнь, но точно искусственная. Все характерные признаки жанра налицо. Огромный город, в котором вечно льет дождь, а звездное небо заменили яркие огни реклам. Бурное развитие компьютерных технологий и ассимиляция человека с машиной. Корпорации, стремящиеся подавлять индивидуальность, превращать людей в винтики отлаженного механизма, безотказную компьютерную программу. И хакеры – отбросы нового мира, люди не вписавшиеся (или не захотевшие вписаться?) в его устройство, а значит, стремящиеся переделать его под себя. На этой базе и закручен уже привычный, триллерообразный сюжет. Новых горизонтов этот текст не открывает, читается легко и как крепко слаженный образчик киберпанка засчитан может быть.
Совсем другое дело - роман Константина Рогова “Собирая реальность”. Нет, читается он тоже легко. Просто вместо мрачных урбанистических пейзажей - солнечная Мексика. А с корпорацией воюют вовсе не отщепенцы – вполне успешные люди, каждый из которых мог бы легко найти себе теплое местечко в этом мире, но выбрал путь личной мести, вендетты. Практически лишенное описательной части, действие держится на диалогах между двумя героями и героиней, словно бы разыгрывающих сложную шахматную партию в матче против суперкомпьютера, который легко просчитывает все возможные комбинации на много ходов вперед.
Напоминает вовсе не киберпанковскую стилистику, а Тарантиновское “Криминальное чтиво”, где тоже весь шарм прятался в диалогах. Порой отвлеченные от основной темы, они полны забавных анекдотов и отсылок к современной культуре. Особенно приятно, что Константин не замыкается в одном стили повествования, подтверждение чему вы найдете в его рассказах, совсем не похожих на роман.

Хранитель Лёлик
27.11.2005