Алексей Свиридов, Александр Бирюков, Глеб Сердитый - Возвращение с края ночи
Как гласит предисловие, роман, задуманный изначально Свиридовым, уже после его смерти по черновикам и наброскам восстановили и дописали его друзья – Александр Бирюков и Глеб Сердитый. Иногда это заметно, в особенности, когда соавторы употребляют словосочетания, вошедшие в обиход позже отпущенного Алексею срока. Однако на целостность книги они решающего влияния не оказывают, а поэтому - и еще для упрощения труда рецензента - в основном тексте будет упоминаться только один автор. Надеюсь, это никого не обидит.
Поставленный на грань выживания бывший сотрудник оборонного НИИ спасается от безденежья на городской станции очистки нечистот, работая техником-смотрителем. И была бы его жизнь этим самым экологически чистым продуктом, с которым приходится работать, не будь в ней хобби. Настоящего, мужского хобби – оружия. Саша Воронков его не коллекционирует – откуда средства? Саша Воронков его изобретает. Прямо на станции очистки нечистот. Фигурально выражаясь, делает из экологически чистого продукта «конфетку». И в тот самый момент, когда в руке сжат первый опытный образец штурмового пистолета "Мангуст", на Александра начинают охоту абстрактные «Темные силы». То есть это только темные они абстрактно, но эмиссары у этих сил вполне осязаемы и проблемы доставляют нешуточные.
Несмотря на типичную для мистического боевика завязку, дальше действие развивается вовсе не по шаблону. Фантазия автора порождает ворох оригинальных находок. Взрывающиеся гигантские жабы, крокодилы-летяги, асфальтовые медведи, гуманоиды-термиты и эскимосы, чей мозг подчинен чудовищу из океанских глубин. Также в книге есть болотный вариант бронепоезда и множество других артефактов гражданского и военного назначения. А чего стоит тот эпизод, когда «Темные силы» выходят на связь с Воронковым посредством героев порнофильма, идущего на телеэкране в кабинете шефа. И очень жаль, что порою эти находки так и остаются эпизодами на периферии сюжета. А учитывая общую неторопливость рассказа, такое пренебрежение просто катастрофично. Конечно, идеального ритма в природе не существует, и повествование всегда развивается или слишком быстро, или слишком медленно, но в конкретном случае где-то посередине от неторопливости даже глаза слипаются.
Если сдюжить, то поймешь, что в этом тоже часть авторского плана. Воронков хоть и подготовленный (знает восточные единоборства и владеет различным оружием), но все же обычный человек и в Героя превращается лишь со временем. Поначалу он много рефлектирует по поводу и без, а под конец уже сначала стреляет, а потом разбирается, что к чему. Катализатором для этого превращения служит та самая сила, что дает тебе зажатый в руке кусок металла. А принимает он форму пистолета, клинка или просто стального провода - дело десятое. Все это в любом случае можно использовать как оружие.
Другой вопрос, откуда эта сила берется в самом оружии. Придумав и собрав "Мангуста", Воронков превращается в Творца. Возможно, одно только это его действие навсегда изменит ход истории и преобразит до неузнаваемости мир. Унесет тысячи жизней. А вы спрашиваете, откуда сила? По всему выходит, что "Возвращение с края ночи" - это история Творца, «изощренного, но не злонамеренного». "Темные начала", какими их могли бы написать Стругацкие.
Хранитель Лёлик
06.12.2005