Новые легенды-2

Второй год подряд к новогодним праздникам издательство "Азбука" делает отличный подарок любителям отечественной мистики – собирает антологии произведений этого жанра. Теперь только новые, еще нигде не изданные рассказы и повести. Мистика европейская, западная и славянская. Современные урбанистические, а также традиционные легенды и сказки. Авторский коллектив так же разнообразен и не замкнут на "придворных" писателях компании с берегов Невы. Правда, большая часть текстов написана членами "Клуба русских харизматических писателей", но и им не удается задать общий тон. Слишком уж широка заявленная тема для узконаправленного ее восприятия двадцати одним человеком. На три условно-субъективных категории делится, а на меньшее число – никак.
Первая – мистика как она есть. Дикая и пугающая. А ведь всего страшнее, когда неизведанное врывается в твою повседневную жизнь. Вот купила женщина в цветочном магазине затейливое деревце – бонсай. Да деревце не простое, а… впрочем, тут все хорошо закончилось. Лучше я вам про лифт расскажу. Точнее не я, а автор соответствующего рассказа. Жители крупных городов наверняка им хоть раз за день пользуются. А тут каждый из пассажиров на своем этаже в лифт сел, а на нужный не приехал. А куда доехал, лучше бы вам никогда не знать. Хорошо хоть кто-то выжил. Или кошки. Даже Масяня заметила, что с этими животными дело нечисто, но что именно, знал только Пу Сун-Лин и то умолчал. А вот с младенцем случай уже как удар ниже пояса. То есть пойти, поскользнуться, упасть прямо жизненно важными органами на корягу каждый может, но, мучая в тексте младенца, автор, кажется, перебрал с накалом страстей. Тут не только мертвый встанет. Лучше брать в повествование детей постарше. Например, отдыхающих у бабушки. Тогда и сбежавшие уголовники не страшны. Ведь бабушка всегда может открыть подпол и достать оттуда такую хреновину…
Но самое страшное – это, конечно, чай. Потому что чай точно пьют все. Даже те, кто предпочитает кофе. Может, и не «Лапсанг Сушонг», как герои одноименной повести, но какой-то же пьют и не подозревают даже, что вскоре могут стать причиной мирового коллапса. И то в лучшем случае. Кстати, автор этих строк, поддавшись обаянию писательского слова, пробовал знаменитый копченый чай. Вопреки заверениям героев, вкус у него замечательный, а пророческие сны так и не приснились. Пока.

Вторая категория – это мистика юмористическая. Часть самая слабая, так как этим текстам катастрофически не хватает самобытности. "Хозяин" просто слизан с "Кое-чего за даром" Шекли, а автор "Королевской библиотеки" явно зачитывается Пратчеттом. Но местами смешно. Особенно удачны "Московские големы" с их постмодернистским юмором, вдохновленные японской анимацией. Вторично, но обаятельно. Есть еще неплохие, но созданные в стилистике черного юмора истории "Ведьминого колодца" и "Кружки темного". Они подойдут не всем читателям, хотя не лишним будет узнать, что бывает, когда берешь на себя роль бога или когда нечетко формулируешь свои желания.

Ну и третья категория – легенды и сказки. В ней выбор наиболее разнообразен. Хотите узнать, как рождаются легенды? Читайте историю короля Жигимонта, рассказанную его верным паном Скибой. Создать легенду на известном материале? Есть беллетризированная история ухода доктора Дойла в оккультизм. Современная легенда? Вы знаете, а в Москве недавно видели единорога. Сказку? Недобитый фриц влюбился как-то в Царевну-лебедь. Что-нибудь для души? Слепой художник расскажет, что зрения иногда недостаточно, чтобы рассмотреть настоящую красоту. Нужно просто уметь видеть сердцем. Ну и на закуску вас ждет история современного Харона, обслуживающего ад на Земле. Приятного чтения!

Хранитель Лёлик
05.02.2006