Наталья Резанова – Явление хозяев

Перед читателем предстает Римская империя, которая хоть и называется в тексте по-другому, но вполне узнаваема. Амбициозный начинающий юрист перебирается работать из метрополии в провинцию. Здраво рассудив, что на окраинах государства таких, как он – перспективных, но неопытных – явно меньше, чем в столице, и карьеру здесь делать проще. А на ловца и зверь бежит. Первым же делом оказывается скандальная имущественная тяжба, инициированная местным нуворишем против «бедной и беззащитной» вдовы. Прекрасная возможность зарекомендовать себя в городе с наилучшей стороны. А дальше… дальше вам бы ни за что не угадать, куда вывернет сюжетная кривая, но придется дать подсказку.
“Явление хозяев” – все же детектив. Необычный, ведь само преступление и его расследование занимают лишь последнюю треть повести, да к тому же в нем отражается преступление большее – развал империи, расследованием которого и занят автор. Чтобы не испортить удовольствия от чтения, я не буду рассуждать о первом, но оно настолько тесно связано с общей идеей текста, что так или иначе дальнейшее способно наделить нежелательными ответами на еще не заданные вопросы. Впрочем, Наталье удается описать преступление из разряда «идеальных», когда механизм его совершения захватывает больше, чем изобличение преступника.
Конечно, нельзя назвать одной-единственной причины, послужившей толчком к распаду империи. Даже главную выделять бессмысленно, и Резанова не пытается этого делать. Она просто показывает, как жили люди в те времена. Ведь именно люди создавали империю, и они же ответственны за её гибель. Но главный герой по профессии адвокат, и такое положение дел служит причиной небольшого перекоса авторского внимания в сторону судебно-юридической стороны жизни простого имперца. Из-за этой увлеченности более рельефно выступают те последствия, к которым ведет не реформация устаревшего и отжившего свое порядка, а придумка уловок, призванных обойти существующие законы и традиции. Ведь всегда найдется кто-то более умный, кто обхитрит и тебя.
Кстати говоря, сам римский суд в интерпретации автора достоин отдельного разговора. Все современные телевизионные постановочно-развлекательные имитации судебных процессов бледнеют на фоне описанного в книге. Ведь вопрос об имущественных претензиях приводит в тексте к обвинениям в колдовстве, неподобающем для женщины поведении и неумении вести финансовые дела. Обвинитель и адвокат в своих речах соревнуются в извлечении на белый свет грязного белья своих оппонентов, но никак не в знании законов и правовых норм. И эти люди считали себя цивилизованными?

Рассказы Натальи, доукомплектовывающие сборник до приличного для отдельной книги объема, смотрятся значительно хуже. Это скорее зарисовки на заданную тему, чем произведения, содержащие законченную мысль. Стоит выделить разве что очередное жизнеописание Орлеанской девы. Оказывается, окончательному объединению Европы мешает именно подвиг Жанны, не позволивший Англии в свое время победить. И ученые из будущего не находят лучшего способа, чем послать в прошлое наемных убийц. Правда, знакомая ситуация? Впрочем, суть не в оригинальности идеи, а в уже отмеченном мною по повести стремлении автора показать события максимально аутентично. Именно это удается ей особенно хорошо.

Хранитель Лёлик
05.02.2006