Чарльз де Линт – Нити серебряного света

Джеки Роуван превратилась в скучную девушку. Именно такую формулировку придумал её постоянный парень, уходя от нее. Джеки расстроилась, напилась, отрезала свои роскошные волосы (возможно все произошло и не в таком порядке), а затем разыгралось ее воображение (во всяком случае она так думала) и жизнь навсегда перестала быть скучной. Возвращаясь домой через городской парк, она стала невольным свидетелем убийства какого-то странного карлика бандой байкеров. Но труп и мотоциклисты, словно по мановению волшебной палочки, бесследно растворились в воздухе, оставив девушку стоять в недоумении с красной шапочкой карлика в руках. Шапка же была не простая, а волшебная, позволяющая заглянуть за грань обыденности.

Фирменная Де Линтовская городская фэнтези в дилогии, составляющей эту книгу, вывернута задом на перед. Ведь обычно в текстах де Линта чудеса врываются в реалистичные пейзажи и помогают герою переосмыслить и устроить свою жизнь в реальности. Здесь же персонажам приходится налаживать жизнь целого сказочного королевства в целом и находить в нем свое место. Причем без отрыва от основного места жизни, то есть без заезженного донельзя безвозвратного падения в фантазию. Происходящее скорее похоже на Нарнию, если можно было бы одновременно находится в ней и продолжать реальную жизнь в нашем мире. Но даже у раннего де Линта времен конца восьмидесятых годов (романы именно оттуда) чудеса все также привычно расположены неподалеку. Нужно лишь разглядеть их и протянуть руку. А тогда вы сможете заполучить кроссовки-скороходы с фирменными нашивками хобба или разглядеть дверь в домик феи на склоне изученного вдоль и поперек холма.

Написанные в совершенно ином культурном контексте истории (что не удивительно, ведь сказочные существа, обитающие в стране, соответствуют верованиям населения), читаются очень легко. В их основе все равно лежат истории хорошо знакомые во всем мире (Джек и бобовый стебель) или универсальные, но имеющие свои нюансы у разных народов (спрятанная в игле смерть Кощея). Да и забугорные сказочные существа, несмотря на экзотичность, лишь чуть модифицированные домовые, русалки, да упыри. Ну а уж сказочная мораль во все времена оставалась неизменной.
Единственное косметическое изменение – возраст героев и, соответственно, базовые установки мира. Разделение на черное и белое никуда не девается, просто грань становится чуть размытой, а поступки персонажей (во всяком случае светлых) имеют больше степеней свободы, чем позволено тем же типам героев в детских сказках. Повзрослев, сказка впитала в себя вовсе не сказочное, а реальное насилие, предательство и ужас. Но даже взрослые сказки обязаны заканчиваться хорошо, а значит, Джеки и ее друзей ждет счастливый финал.

Хранитель Лёлик
01.04.2006