Дэвид Фарланд
(Интервью подготовлено книжным издательством ORBIT 01 февраля 2000 года)
Как к вам пришла идея цикла «Властители Рун»?
Я долго думал, какого бы рода книгу мне написать. Мне хотелось, чтобы она получилась доступной для восприятия; чтобы читателю, начавшему читать, показалось, что нечто подобное он или она уже встречали. Но потом до них бы начало доходить, что это нечто абсолютно непохожее на все прочитанного ими ранее.
Достичь подобного эффекта можно было разными путями. К примеру, можно было перенести героя из нашего мира в мир фентезийный. Но я решил, что у меня будет великолепная магическая система. В течение года я обдумал и отверг дюжину систем. Я хотел написать о цене, которую платят люди, чтобы получить и удержать силу.
Я путешествовал по Шотландии с номинантом премии Хьюго Шейни Белл, объезжая южное побережье озера Иннесфри и наслаждаясь окружающими пейзажами, как она вдруг спросила: «Можешь представить, как выглядело это место тысячи лет назад?»
И я попытался смотреть глазами римлян, увидеть шелестящие леса и свирепых волков, как вдруг на меня накатило нечто странное… галлюцинация, может быть. Я внезапно обнаружил, что стою в зарослях возле озера, а по направлению ко мне через холм едет верхом человек, одетый в кольчугу. В чаще позади меня молодая женщина шепнула с ужасом в голосе: «Ш-ш-ш… не двигайся. Едет Властитель Рун.»
Всадник взобрался на вершину холма, и я увидел, что едет он на создании, некогда определенно бывшее лошадью, но которое сейчас было настолько изуродовано и казалось налитым такой силой, что для меня выглядело мощью самой природы. На шее создания застыли шрамами безжалостно вырезанные странные руны. И до меня вдруг дошло, кто такой Властитель Рун, и почему человек, направляющийся в мою сторону, выглядел более могучим и внушающим страх, чем кто-либо ещё, кого я мог себе представить. Бежать от него не имело смысла, равно как и сражаться с ним. Оставалось просто стоять и надеяться, что он проедет мимо.
На этом странное видение закончилось. Оно не казалось странным настолько, чтобы быть полноценной галлюцинацией. Напротив, я был так потрясен, что окончательно понял принципы магической системы, над созданием которой столько бился.
Я немедленно принялся набрасывать контуры магии для романа, а вскоре принялся и за сам роман.
Каково ваше собственное объяснение успеха цикла «Властелин рун»?
Тяжело выразить его всего лишь несколькими короткими фразами. Я 25 лет провел, изучая людей и литературу, пытаясь решить, почему люди читают, и какое действие оказывают на них книги. Я всё ещё продолжаю изучение.
Прежде всего, я думаю, потому что Габорн и другие мои персонажи – в основном славные и приличные люди. Даже негодяи скорее… ошибшиеся в выборе пути люди, чем зло. Даже когда мои героине могут поступать прилично, даже когда они делают ошибки, мне хотелось бы надеяться, что читатели им симпатизируют и желают, чтобы они исправились.
Следующее преимущество, конечно, это сам мир. Никакая книга не может описать мир полностью: политические системы, что люди думают и говорят, как деревья колышутся под ветром, преподносимые жизнью сюрпризы. Но во «Властителях Рун» я пытаюсь показать это как можно полнее.
Ну и, естественно, оригинальность. К концу первой книги читатель осознает, что никогда ещё не встречал ничего подобного. Скачка становится всё более дикой.
Не расскажете коротко, о чем следующая книга цикла?
В книге «Рожденная чародейкой» молодая летунья Аверан обнаруживает, что она чародейка. И Биннесман, Попечитель Земли, берет её своей ученицей. Но у Габорна другие планы. Из всего человечества Аверан первая, кто когда-либо мог проникнуть в мозг Грабителей, узнать их мысли и намерения. Грабители, в свою очередь, более коварные и опасные, чем кто-либо мог представить. Так что Габорн ищет способ заманить Аверан под землю, в логово мага, который их направляет.
Кроме того, Радж Ахтен обнаруживает, что Грабители атакуют его собственное хранилище силы в Картише, и должен встретить их лицом к лицу, даже если проклятие Баннесмана сработает против него.
Какой, по вашему мнению, самый сложный аспект в создании романа?
Некоторым писателям каждый новый роман дается труднее, чем предыдущий. В сущности, если одна книга имеет хороший конец, мы хотим, чтобы следующая была лучше. Так что вместо того, чтобы как бы заново переписать последнюю книгу, удваивая успех, мы должны поднимать планку.
Я хочу, чтобы каждый мой новый роман был непохож на другие, чтобы он имел какие-то новые достоинства, которых не было в предыдущих. Так что сейчас я чувствую, что действительно поднял планку уже очень высоко.
Не хотите дать какой-нибудь совет начинающим писателям?
Я много написал, а сейчас преподаю писательское мастерство в жанре НФиФ в университете.
Проводя семинары, я всегда изумляюсь тому, как много людей набивается в зал на тему «Как представить роман» или «Как получить хорошего агента». Кажется сотни. Но лишь некоторые приходят на тему о том, которая действительно посвящена творчеству: как выбирать персонажи, сюжет и описывать сцены действия.
Это кажется неестественным. Если вы хотите войти в этот бизнес, учитесь писать. Практикуйтесь. Наслаждайтесь этой работой. А уж затем выносите роман на общий суд.
Как вы отдыхаете, когда не работаете?
Честно? Никак. Я это планирую сделать, когда умру. Иногда рыбачу, но даже тогда беру с собой портативный компьютер. Люблю кино, но всегда критикую сюжет. Совершаю долгие пешие прогулки, но и тогда думаю о работе.
Что для вас, как писателя, значит Интернет?
Как автору мне гораздо удобнее поддерживать отношения со своими поклонниками. У меня есть папка с несколькими сотнями писем, в которых почитатели спрашивают, когда выйдет следующая книга. Зная, что всем им не терпится её прочитать. Скажу, что это наполняет меня неописуемым вдохновением. Иногда по утрам, открыв почтовый ящик, я нахожу три-четыре таких письма. И тогда я иду в офис на полчаса раньше, чем сделал бы в другое время.
Оригинал: http://www.sffworld.com/interview/26p0.html
Перевод Хранителя AMM''а
06.06.2006