Чарльз де Линт – Зеленая мантия
Чарльз де Линт разительно отличается от других современных авторов жанра фэнтези атмосферой своих текстов. Он настолько основательно проникает в психологию своих персонажей, что развитие действия порой отходит на второй план и кажется даже бесполезным излишеством. Такое положение вещей в его текстах сразу воспринимаешь как должное, и ожидать от него иного сценария как-то не приходит в голову. И тем приятнее было прочесть “Зеленую мантию” и узнать де Линта еще и как автора динамичного остросюжетного боевика.
Тони Валенти – так зовут главного героя романа. Еще не начав читать, а, только услышав это имя, кем вы представляете себе его обладателя? Лично я представляю Тони одним из героев “Крестного отца” или “Клана Сопрано”. Итальянец значит мафиози. Что тут поделаешь? Стереотипы. От них очень трудно отделаться. И хотя автор приносит в послесловии извинения за привязанность национальности своих героев к роду деятельности, от стереотипов не удалось сбежать и ему.
Валенти решал для мафии проблемы, когда слова уже не действовали. Во время выполнения очередного задания его подставили. Повесили на него убийство босса. Он бросился в бега и скрылся под зеленой мантией канадских лесов. Еще будучи при делах, он организовал себе здесь берлогу, о которой никому ничего не сказал. Но прошлое всегда настигает нас. Часто это происходит неожиданно, и такой удар судьбы валит с ног не хуже апперкота в исполнении Майка Тайсона. Тони прошлое настигло в виде мелкой шестерки его “семьи”, оказавшегося бывшим мужем новой соседки нашего беглеца. Так дела “семейные” вновь ворвались в его размеренную сельскую жизнь.
“Зеленая мантия” - прежде всего роман о выборе пути. О том, как не плыть по течению, а бороться с волнами. Вместо того чтобы снова убегать, Тони решает встретить опасность лицом к лицу. Поступая так вопреки обстоятельствам и даже здравому смыслу, он вновь обретает себя прежнего. Только теперь “семейные” ценности в его жизни становятся семейными по-настоящему, и защищает он их не по приказу, а по велению сердца.
Справедливо будет задаться вопросом: “а при чем тут фантастика?” Историю преображения Тони действительно возможно было рассказать без обращения к миру сверхъестественного. Да по большому счету в романе так и происходит. Просто рядом с жилищем Тони, в лесу, расположено скрытое от посторонних глаз селение Новый Волдинг, жители которого все как один поклоняются тайне – зеленому человеку-оленю. Материальному воплощению древнего бога Пана.
Раскрыть, в чем же заключена тайна оленя стремятся все герои книги. Сталкиваясь с тайной, люди считают, что она способна изменить их, но всегда происходит наоборот. Она лишь раскрывает твою истинную сущность, отражая как в зеркальной глади озера надежды и чаянья или пороки и недостатки, которые ты скрывал в глубине души даже от себя самого. В пример де Линт приводит религию. Одно и тоже христианское учение может принести умиротворение и милосердие, а может - боль, страх и ненависть. Все дело в самих людях, а не в тайне. Ведь мы обладаем свободой воли, а значит, только мы ответственны за свои поступки.
Хранитель Лёлик
13.06.2006