Стивен Браст

Стивен Карл Золтан Браст, фэнтезийный писатель, известен своими романами о Владе Талтоше и лорде Кааврене, а также несколькими внесерийными произведениями, включая «Обрушенный дворец» (Brokedown Palace) и «Агиар» (Agyar).

Spherical Time: Ну, для начала, расскажите-ка, где и когда вы работаете? Пишете сначала врукопашную на бумаге или сразу же забиваете в компьютер? Какую часть суток вы считаете наиболее подходящей для работы?

Стивен Браст: Мне кажется, что в сутках 26 часов, так что мой график работы движется с опережением на два часа в сутки. Я поднимаюсь, готовлю кофе, отвечаю на электронную почту, открываю файл с текущей работой и оставляю его пристально глазеть на меня, пока сам просыпаюсь, или шарюсь по сети, или играю в компьютерные игрушки, или занимаюсь чем-либо ещё. Если роман только начат, я всего лишь кручу его в голове так и сяк, занимаясь другими делами. Если он уже близок к завершению, я, возможно, проведу за ним весь день. В промежутке дело движется понемногу, потому что я начинаю уставать после двух часов работы.

Spherical Time: Как вы составляете план новой книги, прежде чем приняться за её написание? Ваш самый длинный цикл, сага о Владе Талтоше, содержит множество стыковок, упоминаний и намеков на книги, которые ещё не были опубликованы или будут опубликованы позднее. Насколько большую работу вы проделали, прежде чем взяться за создание «Джарега» и других романов о Владе Талтоше?

Стивен Браст: Иногда я планирую книгу в мельчайших подробностях – «500 лет спустя» и «Обрушенный дворец» оба имели тщательно разработанный сюжет. Другой раз у меня нет ни малейшего представления, что произойдет в следующей главе – Текла и Талтош создавались таким образом. Я предпочитаю последний путь – это же более прикольно: рассказывать историю самому себе. У меня осталась в голове всякая всячина, кусочки, относящиеся к карьере Влада, когда я написал «Джарег», и сейчас их скопилось ещё больше, но я отбрасываю их, если появляется лучшая идея, пока прописывается та или иная сцена.

Spherical Time: У вас есть определенный метод создания романа, которому вы следуете? Если так, не могли бы описать его?

Стивен Браст: Нет. У меня множество подходов. Самый любимый – начать прикольным исходным предложением, затем продолжить опять прикольным предложением. И я продолжаю так действовать до тех пор, пока не приходит пора понять, о чем же эта книга.

Spherical Time: Будучи начинающим автором, каковы были ваши самые большие проблемы и как вы с ними справились?

Стивен Браст: Самой большой проблемой было стремление написать одну или две главы, вернуться к началу и править их. И продолжалось это до тех пор, пока у меня не иссякал наступательный порыв, и я не останавливался. Мне приходилось заставлять себя завершить работу, как бы плоха она не была, и мучиться с правкой после того, как у меня получался первый черновик. Какая-то часть убеждала меня, что я пишу всего лишь для своего собственного удовольствия и не собираюсь ничего никуда отправлять. Это давало силы, чтобы закончить работу и поправить её, после чего, конечно, я незамедлительно отправлял её.

Spherical Time: Когда публиковался первый роман, вы пользовались услугами литагента или отправили рукопись напрямую в издательство? На тот момент насколько широка была ваша литературная известность?

Стивен Браст: Я отправил её напрямую издателю. А затем, как только получил предложение, нашел агента, чтобы он представлял мои интересы. И на то время у меня вообще не было литературной известности.

Spherical Time: Что побудило вас к литературной деятельности? Где вы взяли вдохновение?

Стивен Браст: Мне захотелось, чтобы люди почувствовали то же самое, что и я, когда в первый раз прочитал «Князь Света» Желязны.

Spherical Time: Одной из причин, что ваша работа произвела на меня большое впечатление, было невероятно подробное описание Драгейранской Империи. У вас есть какой-нибудь совет писателям, как создавать такие миры?

Стивен Браст: Начинайте с еды и пляшите от неё.

Spherical Time: Романы о лорде Кааврене по стилю отчетливо разнятся с книгами о Владе Талтоше. И я заметил недавно, что вы, похоже, роман о Владе Талтоше перемежаете одним-двумя романами о Кааврене. Чем привлекает вас работа в разных литературных стилях?

Стивен Браст: Ну, общий смысл стиля – это то, что повествование должно развиваться по интересному пути. Фактически, вы не можете разделить их. До сих пор мне везло в том, что я мог писать следующую книгу так, как по моим ощущениям она должна была писаться. Найти правильный стиль или голос, чтобы он соответствовал повествованию, это настоящее искусство. Ну ладно, ладно, какая-то часть искусства. Работа только в одном стиле лишила бы меня большей части потехи.

Spherical Time: Я знаю, что вы являетесь членом так называемого авторского клуба «Бумагомараки» (Scribbles). У вас есть какие-нибудь предложения по поиску или созданию литературного сообщества?

Стивен Браст: Прежде всего, выбросьте из головы саму мысль, что вам нужно литературное сообщество. Не нужно оно вам. Вам нужно писать. И после того, как вы что-то написали, вам нужно стать самокритичным и переписать всё заново. Если вы обнаружите, что редактор, который живет у вас в затылке, не справляется со своими обязанностями, вот тогда (может быть) литературное сообщество будет нелишним. Мне очень, очень повезло с «Бумагомараками» - мы плодотворно работаем вместе, и самолюбие и эгоизм не стоят у нас на пути.

У меня есть просто тонны советов по поводу того, как должно работать литературное сообщество. Я могу точно рассказать вам что делать, и объяснить, почему идти другим путем будет абсурдом. К сожалению, потом я могу перечислить успешно действующие литературные сообщества, которые попирают каждое из тех правил. Так что, я считаю по зрелом размышлении, это ни к чему.

Spherical Time: Не хотите предостеречь новых писателей от повторения какой-нибудь ошибки, которую вы совершили на своем пути?

Стивен Браст: Вероятно, нет. У каждого свой путь. Как я говорил выше, у меня была проблема постоянного исправления текста до того, как я заканчивал первый черновик, для чего мне приходилось возвращаться к уже написанному. Но есть другие, которые правят текст по ходу и движутся вперед без задержек. Я не знаю. Если бы мы сидели в уютном прокуренном баре с бокалом Laguvullen (сорт вина), я бы возможно наплел кучу чепухи. Но фактически, любой, кто оказывается способен писать вполне достойно, чтобы публиковаться, будет делать свои собственные ошибки и исправлять их по-своему.

Spherical Time: Ваше любимое слово или фраза?

Стивен Браст: На этой неделе – «Я тот мужик, кто тебе нужен.»

Spherical Time: Большинство писателей любят читать. Предварительно вы уже упоминали, что любите Дюма, Шекспира, Марк Твена, Троцкого и Желязны, также как и длинный список современных писателей, среди которых я знаю лишь нескольких. Не назовете несколько имен из тех, что вы читали недавно, которые доставили вам удовольствие и которых вы бы рекомендовали?

Стивен Браст: Джон М Форд. Памела Дин. Эмма Булл. Вил Шеттерлию Жаклин Кэри. Джон Д Макдоналд. Тим Пауэрс. Джон Скалзи. Элизабет Бир. (John M. Ford. Pamela Dean. Emma Bull. Will Shetterly. Jacqueline Carey. John D. MacDonald. Tim Powers. John Scalzi. Elizabeth Bear).

Spherical Time: Последний совет начинающим авторам?

Стивен Браст:

1. Не говорите никому, кого это не касается, что вы пишете роман. Это так весело видеть выражения лиц ваших друзей, когда вы скажете им, что продали издательству произведение, о котором они даже не имели представления, что вы его пишете.

2. По этой же причине, когда кто-либо спрашивает чем вы зарабатываете на жизнь, не говорите «писатель», как только вы продали роман. Это ещё более прикольно первый раз сказать так, когда вы окончательно увольняетесь с работы. Я до сих пор улыбаюсь, когда вспоминаю тот день.

3. Читайте книги, не относящиеся к жанру.

4. Сосредоточьтесь на основах, таких как грамматика, и составляйте правильные предложения. Если вы можете писать правильно, вы можете использовать любую форму письма.

5. Решите, какая ложь вам нужна для того, чтобы создать своё лучшее произведение, и приложите все усилия, чтобы в неё поверить.

6. Забудьте «самиздат». Это афера. Вам просто денег не хватит.

7. Ловите шанс. Беритесь за все, даже если вы думаете, что не потянете.

8. Решите, где ваше слабое место, и напишите что-нибудь, что заставит вас работать именно над этим (но только после первого романа. Что касается первого, это нормально, если он получится слабым).

9. Помните, что завершение первого роман – это самая трудная вещь, какую вы когда-либо делали как писатель, независимо от того, опубликован ли роман или нет. Если только вы сделали это один раз, вы можете сделать это снова. Дерзайте!

10. Развлекайтесь. Пишите прикольные вещички.

11. Помните, что сказал Твен: «Разница между правильным словом и почти правильным словом такая же, как между молнией и светлячком.»

12. А вот это, пожалуй, самое важное: пишите так, как будто желаете, чтобы об этом уже написал кто-то другой, а вам хочется просто прочесть написанное.

13. Не забывайте про еду.

14. Пишите о людях, про которых вам будет интересно впоследствии узнать, чем же они занимаются.

15. Закончите какие-нибудь литературные курсы, чтобы найти свои собственные «Писательские Игрушки» (©: Emma Bull), с которыми вам будет интересно возиться, отбросив в сторону все, что не будоражит вас.

16. Учите историю.

17. Не обращайте внимания на людей, которые дают советы начинающим писателям. Ни черта они не понимают в колбасных обрезках.

Перевод: хранитель АММ
08.12.2006