Юлия Остапенко - Птицелов

...Сэйр Марвин из Фостейна, молодой рыцарь двадцати двух лет от роду, привык брать от жизни все и сразу. Если драться - то до победы, если любить - всех дам и девиц, что приглянутся, если пить - то допьяна. А еще Марвин терпеть не мог проигрывать. Привыкший быть в бою первым, он просто понятия не имел, что такое поражение и что с ним делать. Знал только, что воевать следует до самого конца, и никогда не отступать.
Именно неумение сдаваться и привело Марвина в итоге туда, куда привело, изменив всю его жизнь. Он был побежден на рыцарском турнире, что проходил в замке Балендор, побежден в турнире, на котором уже почти одержал верх, никому не известным воином, появившимся в последний момент. Не желая смиряться со случившимся, Марвин нанес бесчестный удар в спину, надеясь убить врага… но тот оказался натренирован достаточно хорошо, чтобы уйти от брошенного в него обломка копья. Возмущенная публика требовала немедленной казни сэйра Фостейна, но человек, победивший его, добился помилования. Марвину осталось жить с осознанием своего позора.

Он еще не знал, что это не самое тяжелое из того, что ему предстоит. Человек, одолевший Марвина, звался сэйром Лукасом из Джейдри и носил прозвище Птицелов. В прошлом он выполнял для могущественного духовно-рыцарского ордена патрицианцев, фактически правящего страной, разного рода щекотливые поручения, связанные, в частности, с поимкой беглых преступников. Лукас Джейдри посвятил свою жизнь тонкому манипулированию людьми, завлечению их в свои сети, и посвятил потому, что никакого другого смысла в его жизни не было. В лице же Марвина Лукас встретил человека, очень напомнившего ему самого себя в юности. Своего, как он был уверен, молодого двойника, свою еще не успевшую набраться опыта и сил копию, своего, по сути, сына - куда более близкого и родного, нежели те дети, что у него были. И - человека, который мог бы стать достойным врагом. Лукас вступил в противостояние с Марвином, при помощи всего своего мастерства играть с людьми и событиями, обрушивая на молодого рыцаря удары судьбы и надеясь вырастить из него равного противника, своего наследника, а может быть - и своего убийцу. Потому что у Птицелова не было никакого стержня или якоря, что мог бы зацепить его в жизни, он прожил свою жизнь, ради забавы разбивая чужие, а раз так - то не погибнуть ли от достойного меча?

Так на ристалище в замке Балендор началась длинная история, вообравшая в себя очень много событий. Впереди случилось еще много чего, очень много. Впереди была война, расколовшая королевства Хандл-Тер на две части - война между претендентами на престол, а по сути своей - война между прославляемым на юге Единым и древними языческими богами и духами Севера. В этой войне Марвин и Лукас встали на разные стороны. Судьба то сводила их вместе, заставляя обмениваться ударами, то разносила в стороны, чтобы вновь соединить на следующем витке возносящейся вверх спирали. Они кружились в танце, где разменной монетой оказались сталь и боль. Впереди были схватки и пленения, убийства и потери, женщины, которых они любили, владыки, которым служили, пролитая кровь.

Но Птицелов ошибся. Казавшийся столь разительно похожим на него, Марвин оказался на деле столь же разительно на него не похож, пойдя по совсем другом стезе. Выглядевший прожигателем жизни, человеком, обреченным на участь записного циничного авантюриста, Фостейн обрел то, что Лукас в молодости потерял и с тех пор давно забыл. Тот самый якорь и стержень. Любовь и веру. Там, где Птицелов ожидал от ученика эгоизма и равнодушия, тот проявил верность. Марвин до последнего пытался спасти дочь Лукаса, дочь смертельного противника, сломавшего ему жизнь - дитя врага и сама враг, она была для него просто человеком, которую он ни за что не имел права бросить в беде. Марвин полюбил женщину, которую Джейдри некогда оставил, принял на себя ответственность за нее, ее ребенка и ее землю, стал их опорой. Марвин защищал истинного короля Хандл-Тера, осиротевшего младенца, ставшего просто переходящей из рук в руки фигурой в игре сошедшихся за власть над страной сил. Он пронес этого младенца сквозь холод и смерть, едва не пожертвовав собственной жизнью, и заменил ему в итоге отца. Марвин проявил милосердие к Лукасу Джейдри тогда, когда должен был проявить по планам последнего безжалостность, он пощадил Птицелова, хотя тот и убил прежде его невесту. Он ставил на кон собственную жизнь во имя спасения чужих - тогда, когда ожидалось, что он должен чужие жизни разбивать. Он сделался не чьим-то наследником, а просто самим собой - и сумел стать много выше и больше, чем был его враг. Он одержал победу не мечом, а тем, что обрел душу. Вся цепочка решений Фостейна, вся окончательная череда его выборов привела его к свету - тогда, когда от него ожидали тьмы. И он сам стал тем самым светом, что указал дорогу Лукасу, что помог Птицелову оправдать свою пропащую жизнь, сделать правильный выбор и погибнуть действительно достойно.

...Это история двух героев, порой отражающих друг друга, порой удивительно разных, связанных и жизнью, и смертью. История человека, находящего себя и свое призвание - и история другого человека, спасающего свою жизнь и свою душу, находящего наконец верные решения после проведенной во тьме жизни. История обретения и история искупления.
Это настоящая рыцарская сказка о далеком средневековье - навсегда сгинувшее, оно предстает в картинах описанного в романе несуществующего мира удивительно живым и зримым. Здесь сражаются благородные рыцари, и сквозь бумагу действительно доносится звон их мечей и треск ломающихся копий. Здесь плетутся запутанные интриги, разлетаются вдребезги одни жизни и возносятся вверх другие. Здесь льется настоящая кровь, здесь случается настоящая боль, но и есть место настоящим подвигам. Здесь живет подлинно древняя магия - магия старых богов, магия стылого ветра, магия льда и холода, магия удивительного Севера. Здесь совершаются волей Единого истинные чудеса. Здесь люди делают выбор быть людьми, а не чудовищами.

Этот роман великолепен и кажется мне совершенным во всем. Он представляет совершенно уникальное явление в российской фэнтези, поражая многослойностью замысла, динамизмом и постоянным напряжением сюжета, ярчайшими образами героев - а прежде всего тем сопереживанием, тем постижением, тем очищением, что приносит ее чтение. "Птицелов" Юлии Остапенко достоин стоять в одном ряду с такими лучшим образцами мировой фэнтези, как "Песнь Льда и Огня" Джорджа Мартина и романы Гая Гэвриела Кея. В нем сошлись традиции психологической, исторической и приключенческой фэнтези.
Это, прежде всего, очень человечная и неизмеримо глубокая книга, которую просто необходимо прочитать.

Хранитель Darvest
29.01.2007