Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов - Тирмен
Сразу следует сказать, что в этом романе не будет захватывающих погонь, героических подвигов и необыкновенных приключений. Этот роман о другом– о человеческой душе, ее взрослении и познании самой себя. О долге, дружбе и ответственности.
В центре повествования – судьба Даниила Архангельского, сначала простого харьковского подростка, случайно зашедшего в старый тир, а затем – молодого человека, аса-стрелка на службе надмирной сущности, называемой Великой Дамой.
Начиная с четырнадцатилетнего возраста, когда Данька заскочил в тир спасаясь от мелкой шпаны, читатель вместе с героем шаг за шагом погружается, а то и поднимается (и в прямом, и в переносном смыслах) в скрытый от обычных людей мир стрелков-«тирменов». Вместе с ним мы пройдем путь от беззаботной стрельбы из «духовушки» в парковом тире по «жирафам» и «каруселям» к способности видеть на вроде бы обычных мишенях человеческие лица. От стрельбы из боевого оружия по мишеням на «минус первом» уровне тира к знакомству с криминальными авторитетами и «сильными мира сего», к участию в стрельбах этих авторитетов по живым людям через окно виртуальной реальности на «минус втором». А затем – к внемировому лесу Великой дамы на «плюс первом», где каждый листок на дереве – судьба человека, где каждый выстрел обрывает чьи-то линии жизни.
Это внешняя, видимая сторона жизни Даниила Архангельского, тирмена. Вместе с этим, с каждым «спуском» и «подъемом» своей карьеры стрелка он взрослеет. Учится стрелять, учится без колебания поражать цель, учится доверять своему учителю, учится управлять людьми. Но в то же время он учится понимать жизнь, ценить ее, видеть ее хрупкость, особенно заметную при взгляде сквозь прорезь прицела «Беретты 9000S».
Но вернемся к названию книги и попробуем ответить на вопрос «кто же такой тирмен?» Он мастер-стрелок, способный поражать цель из любого огнестрельного оружия и в любых условиях. Он служит Великой даме и получает от нее за службу не только щедрое денежное содержание, тривиально перечисляемое кем-то на расчетный счет в обычном банке, но и долголетие, здоровье для себя и своих близких. Что он должен взамен? Очень просто – он должен быть нарушителем баланса. Того самого баланса, который ведется людским жизням, баланса живых и мертвых, баланса праведников и грешников. В тот момент, когда баланс сойдется, закончится время, настанет Страшный суд. Тирмен сбивает баланс, «убирая» с доски жизни неучтенные судьбы, мешая отделить «агнцев» от «козлищ», отдаляя пришествие великого судии и продляя власть Великой Дамы на Земле.
Нужно отметить, что авторы использовали очень сложный композиционный прием наложения на основную сюжетную линию второй, вспомогательной, причем в обеих линиях использован прием «рваного» времени повествования, когда эпизоды следуют друг за другом не в хронологическом порядке, а подчиняясь логике и задачам авторов. Такой прием впервые использовал Курт Воннегут в знаменитой «Бойне №5…» и, надо отметить, что мэтры украинской фантастики смогли внести достойный вклад в развитие этого композиционного приема. Они наложили на прямую сюжетную линию Даниила «клипы» из жизни его наставника – старого стрелка Петра Кондратьева таким образом, что к каждому этапу жизни молодого человека подбирается логически ему ответствующий эпизод из жизни учителя. Повествование идет ритмично, описательные или психологические отрывки сменяются небольшими, но яркими эпизодами или событиями и не позволяют ни потерять интерес к динамике сюжета, ни отвлечься от постепенно разворачивающейся космогонии созданного авторами мира. В целом можно сказать, что авторы в очередной раз подтвердили свой класс, и читатель, даже абстрагируясь от содержания, может получить чисто эстетическое удовольствие от чтения текста как такового.
В книге практически невозможно найти какие–либо характеристики или описания характеров. Так же как в жизни, мы узнаем людей по их поступкам, создавая себе умозрительный образ человека для того, что бы на основании следующего поступка внести в него коррективы или полностью переменить свое представление о нем. Авторам удалось сделать свои персонажи яркими, выпуклыми, узнаваемыми. Второстепенные герои чаще всего характеризуются одним-двумя штрихами, выстраивающими жизнеспособный образ, вполне достаточный для предугадывания его поступков в дальнейшем.
Главные герои далеко не так статичны и однозначны. Характерно, что в тексте практически нет развернутых описаний даже внешности Архангельского и Кондратьева. Их образы приходится рисовать и перерисовывать от главы к главе во многом заново. Это касается не только характера главных героев, но и их роли в мире, и отношения к ним читателя. Самая яркая в этом плане личность – старый тирмен Петр Кондратьев. Авторы с удовольствием рисуют пред нами старого, битого жизнью, мудрого, много страдавшего человека. Однако эпизод за эпизодом накапливается ощущение, что цельная фигура Кондратьева с его честностью, строгостью и прямотой строится на ложном фундаменте. Когда служение перевешивает совесть, когда семья становится помехой, а ученик воспитывается не как Человек, а как инструмент в чьей-то руке, понемногу начинаешь понимать, что мир Великой Дамы не так хорош, как казалось на первый взгляд.
Нескоро понимание этого приходит к читателю. И так же нескоро приходит оно к Даниилу Архангельскому. Непросто жить, чувствуя себя палачом на службе вечности, но помощь старого учителя, его вера в ученика, жена Даниила, ждущая ребенка, помогают герою обрести душевное равновесие. Вновь равновесие обрушивается с пониманием того, что очередная «местная командировка» на «плюс первый» уровень должна завершить жизнь его учителя. Что перевесит: обязанность перед Великой Дамой, потребность оправдать доверие учителя, ожидающего, что не дрогнет рука стрелка, или простая человеческая совесть? Тирмен Архангельский принимает решение и выносит приговор. Приговор учителю, вечности и себе. Приговор, который не может отменить даже Великая Дама.
Она самый загадочный персонаж книги, «та, которая никогда не спешит и никогда не опаздывает», фея Земли из старой сказки. На вопрос: «Кто же она?» помогают найти ответ сами авторы, введя как подсказку в книгу госпожу Калинецкую, или, как ее называет местный мафиози, мадам Кали. Калинецкая заправляет всеми делами в парке Горького - там, где стоит ничем внешне непримечательный тир дяди. Так же как она, только в несоизмеримо больших масштабах заправляет всеми делами на земле ее гораздо более могущественная тезка, давая указания тирменам, помогая им, управляя всеми жизнями нашей эпохи, эпохи Кали-юги. Она известна издавна под разными именами: Кали, Астарта, Иштар, Танит, Рея-Кибелла, Макошь… Богиня-Мать, олицетворение созидающих и сокрушительных сил природы, дающая жизнь и забирающая ее. Ее эпоха - это время, когда человеческие иллюзии достигают своего максимума, заставляя страдать. Через страдание люди должны познать себя и выбрать свой путь. Все герои книги так или иначе этот путь выбирают. Одни – под властью мадам Кали, вторые – под властью Великой Дамы.
Третий путь – путь противостояния силам судьбы, путь не инструмента, но человека смог осилить только один - мальчишка с архангельским именем, который предав своего учителя, своих родных, своего ребенка, но не предав в себе человечность, положил конец ее эпохе и дал начало… чему?
Этот вопрос остается без ответа. И каждый может попытаться дать ответ на него сам.
Если найдет ту силу и честность, которые авторы, в меру своих сил вложили в роман.
Хранитель Migel под редакцией Лёлика
08.02.2007