Сумерки империи, или Уж прошла давно вся слава...
…Древний Рим оказал огромное влияние на человеческую историю: римское право стало основой современной юриспруденции, римская армия в течение столетий считалась образцом для подражания, римское искусство вдохновляло множество писателей, скульпторов, художников – да и сами яркие страницы римской истории стали первотолчком к созданию величайших произведений искусства.
Тем увлекательнее мог бы оказаться альтернативно-исторический роман о Римской империи, существующей в наше время.
Мог бы…
Но не оказался.
* * *
Одна из самых интересных частей альтернативно-исторических романов – это «точка ветвления», то есть тот момент, когда истории нашего мира и мира, описанного в романе, разделились. Именно от этой самой развилки зависит чрезвычайно многое – в первую очередь, по ней меряется степень убедительности создаваемого автором произведения. Ибо недостаточно написать, что «во Второй Мировой победили страны Оси», или, например, что «первыми на Луне высадились китайцы» – нужно хотя бы вкратце объяснить читателю, КАК и ПОЧЕМУ это произошло. И важность именно этого пункта объяснима – невозможно строить свой «мир» без фундамента, без убедительных исходных посылок.
Однако британская писательница София Мак-Дугалл лишь декларирует: «Римская Империя не умерла, а сохранилась до наших дней». И читатель так толком и не узнает – как же произошло чудо? Как получилось, что варвары НЕ «взяли на меч» одряхлевший Рим? Как вышло, что восточные верования и культы НЕ подточили римской ментальности? Почему грязные пастухи не пасли тощих коз среди обрушенных портиков Форума в VI веке от Рождества Христова? Вразумительного ответа на эти и многие другие вопросы вы в книге не найдете. А ведь об этом можно – и НУЖНО!!! – было сказать…
Но… Рим просто существует – и все. Все так же вкалывают на полях рабы, все так же заседают в Сенате сенаторы, все так же воины зовутся легионерами…
При этом автор, ничтоже сумняшеся, игнорирует и множество других острых моментов.
Например, остается неясным, как удалось сохранить незыблемость рабовладельческой системы во время промышленной революции, приведшей к овладению вполне современными технологиями, или как африканским племенам удалось остановить натиск железных легионов Рима, которые сломили сопротивление половины остального мира?
В «плюс» автору можно записать разве что проработку «римской географии» – названия и территориальное деление выглядят довольно убедительно (во всяком случае, на слабо детализированной карте, размещенной на форзаце книги). Однако детализация эта нисколько не компенсирует странности созданного фантазией автора мира. Вся планета поделена между тремя империями: Римской, Китайской и Японской (две последние в книге носят несколько иные названия, но тут мы позволим называть их более привычными для нас именами). И если в то, что китайцы подчинили себе значительную часть Сибири и Дальнего Востока, зная китайскую историю, поверить еще можно, то при взгляде на владения японцев (Австралия, Юго-Восточная Азия, Камчатка, половина Северной Америки) поневоле вспоминается Станиславский с его хрестоматийной фразой. С какой радости Япония, с ее традиционно замкнутой, ориентированной на самодостаточность культурой, вдруг начала подчинять себе «земли незнаемые», остается совершенно неизвестным (в нашей истории, напомню, «вирус завоевания» привнесли в Японию европейцы и американцы).
И хотя все это не играет важной роли в книге, «осадок», как говорится в одном бородатом анекдоте, «все же остается».
* * *
Однако хуже всего то, что автору не удается сделать римлян книжных подобными римлянам настоящим. Конечно, трудно представить себе, как могли бы выглядеть настоящие римляне, если бы Империя и впрямь сохранилась до нынешних времен. Но из-под пера Мак-Дугалл стройными шеренгами выходят на удивление блеклые персонажи, нисколько не похожие ни на потрясающих своей доблестью героев овеянной славой римской древности, ни на столь же впечатляющих сластолюбцев и безумцев эпохи заката и упадка Великого Рима. Серые людишки вместо ярких личностей, невзрачные биографии вместо впечатляющих судеб… и даже грешки становятся мелкими и серенькими – хотя кто-кто, а уж римляне-то знали в них толк! Так что приключения (да простится мне это громкое слово), которые переживают персонажи книги, с равным успехом могли выпасть на долю сытых и вялых европейцев нынешней поры – благо и Европа альтернативная, объединенная под властью цезарей, до странности похожа на Европу современную.
А раз автор не может раскрыть собственно римской тематики, раз не вышло у нее хоть сколько-нибудь удачно реализовать свой творческий замысел – так стоило ли «городить огород» с альтернативной Римской Империей?
* * *
Каков же вывод? «Граждане Рима», несмотря на соблазнительную аннотацию – не более чем политический детектив в альтернативно-исторической «обертке». Причем детектив весьма посредственный – в сюжете не обнаруживается интересных ходов и неожиданных поворотов, вместо этого по «кустам» заботливо расставлены пресловутые «рояльчики» (или, если соответствовать античной теме, регулярно появляются deus’ы – ну, те самые, которые ex machina). К проработке и «обоснованию» созданного мира автор отнеслась «спустя рукава» – и эта схематичность подхода, к сожалению, нисколько не компенсируется другими достоинствами: убедительность поступков героев, равно как и их психологические портреты, тоже далеко не на высоте.
Так что, если римская тема вам не чужда – лучше прочтите еще раз Ливия или Тацита. Поверьте, книги этих великих римлян, несмотря на минувшие столетия, гораздо интереснее того, что смогла сочинить о римлянах дама с далекого острова в северных морях, бывшей окраины Римского Мира, в 2758 году от основания Города…
Хранитель Денис
19.03.2007