На дальней станции сойду...

Эх, давненько мне не попадалось в руки чего-то постапокалиптического! Причем в, так сказать, самом что ни на есть старом, проверенном временем варианте – ну, я имею в виду книги о жизни после ядерной войны.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Несмотря на то, что постапокалиптика как таковая вовсе не ушла из поля зрения фантастов, ядерный Апокалипсис оказался в некотором роде задвинут на задний план, тогда как на передний вышли совсем другие «страхи мира». Одни писатели «ответственными» за конец света назначают новые вирусы – неважно, природного происхождения, или появившиеся на свет благодаря неумеренному любопытству ученых (или столь же неумеренной глупости генералов с большими погонами). Другие опасаются глобального катаклизма – какого-нибудь Нового Всемирного потопа, или, на худой конец, смены полюсов. Третьи ждут подвоха со стороны астероидов с кометами – мол, летят они себе в пустоте, а потом шарах, и готово: конец света.
Все это, наверное, в большей мере отвечает требованиям времени – сегодня Бомба уже не кажется настолько же страшной, как полста лет назад, а сверхдержавы не смотрят друг на друга сквозь сетки прицелов, удерживая палец в сантиметре от красной кнопки. И все же… И все же именно в постъядерном мире есть, не побоюсь этого слова, своеобразная, мрачноватая, страшная, но все же романтика.
…Как известно, система метрополитена в нашей стране помимо первого – транспортного – имела и второе назначение, а именно являлась потенциальным убежищем на случай войны. И, может быть, так бы оно и оставалось, если бы почти все живое на поверхности не испепелил ядерный огонь. В результате эти «назначения» поменялись местами. И теперь метро – это в первую очередь место, где можно пусть скверно, но жить… Впрочем, к этой жизни как нельзя лучше применима фраза старика Джона Сильвера: «Те, кто останутся в живых, позавидуют мертвым»… Так знайте – это про метро.
На первый взгляд может показаться, что роман «Метро 2033» сугубо вторичен – на его страницах читателя ждут и мутанты, и чудовища, и выходы из подземелий на выжженную поверхность, и, конечно, непременный поход в неизвестность ради спасения мира. Вернее, маленького мирка, в который превратилось московское метро. И вроде многое из этого встречалось читателю на страницах других книг, но… Но не так все просто, как кажется на этот самый первый взгляд.
Главное, чем «Метро 2033» отличается от многих аналогичных по тематике книг – причем отличается в лучшую сторону – это убедительностью описаний и хорошей проработанностью мира. В отличие от авторов, которые не могут придумать ничего другого, как стращать читателя бесконечными чудовищами, в схватки с которыми вступают победительные герои-супермены, Глуховский гораздо больше внимания уделяет жизни, разворачивающейся в туннелях метро. Автор продумал множество деталей – от причудливого нового фольклора, который не мог не возникнуть в столь экстремальных условиях, до тех странноватых квазигосударственных образований, что создаются ушедшими под землю людьми. И этот калейдоскоп сказок и легенд, торговых связей и дипломатических контактов, форм общественного устройства и новых (порой оказывающихся вариациями хорошо забытый старых) форм общественных отношений выглядит временами даже интереснее, чем приключения главного героя.
Результат закономерен – в реальность этого страшноватого и причудливого мира, где путь от одной обитаемой станций до другой такой же станции-поселения пролегает через погруженные в вечную мглу туннели, наполненные чуждой и страшной жизнью, веришь сразу, целиком и полностью. Ну а схватки с чудовищами и людьми, что порой оказываются похуже всяких чудовищ, добавляют столь лакомой читательскому сердцу динамики.
Так что можно с уверенностью сказать – книга удалась. «Метро 2033» – добротный и интересный роман, после прочтения которого читатель вряд ли будет жалеть о потраченном времени. Напротив – соприкоснувшись с мрачным миром подземного существования, начинаешь гораздо больше ценить привычные радости жизни: например, возможность видеть солнце в небе вместо тусклой лампы под грязным потолком станции метрополитена.
А умение заставить читателя задуматься о непреходящей ценности привычных вещей – это, поверьте, дорогого стоит…

Хранитель Денис
29.03.2007