Интервью с Полом ди Филиппо
Уважаемый Пол, спасибо Вам за то, что согласились дать нам это интервью.
Не могли бы Вы рассказать нам немного про себя и про то, как Вы начали писать?
Я был заядлым читателем с пятилетнего возраста и начинал с тех непременных и всем известных книг: произведений Доктора Сеусса, серий о Мальчишках Харди и Томе Свифте (произведения Эдуарда Стрэтимейера. - прим. пер.), а потом, лет с десяти, открыл для себя строгую НФ и увлекся этим жанром. Где-то в процессе увлечения я осознал, что создание подобного произведения было бы интересным и почетным занятием и что мне это тоже по силам. Свою писательскую карьеру я начал с написания сатирических эссе для школьной стенгазеты (в то время я жил в г. Линкольн, штат Род-Айленд). В колледже я продолжал нечто подобное для "Якоря" - листка Род-Айлендского Колледжа. В тот же период я продал мой первый рассказ в "Unearth Magazine" и "эссе-мнение" в "The New York Times". Это подтверждение от издателей убедило меня в том, что я не заблуждался полностью насчет моих талантов, хотя пройдет еще около десяти или около того лет, прежде чем весь остальной мир начнет постепенно признавать это. И если бы он это, в конце концов, сделал!..
Каков Ваш обычный рабочий день писателя?
Когда я только начинал писать, я обычно принимался за работу где-то в 8:30 или в 9 утра каждый день, и заканчивал к часу, после чего отправлялся наслаждаться реальным миром. Сейчас я сажусь за компьютер в то же время, но трачу два часа на блуждания в Интернете. Затем я пишу примерно с полудня и до 3:00, после чего позволяю себе выйти в свет. Я привык ставить себе целью 1000 слов в день, как завещал Рей Бредбери, и все еще часто так делаю. Но и 500 слов в день - это тоже немало!
Я стараюсь работать только над одним проектом за раз. Я обнаружил, что погружение в один-единственный воображаемый мир - это почти все, на что меня хватает. Попадающие под руку обозрения для прессы заполняют промежутки.
Вы являетесь писателем уже более 20 лет. Какими были самые запоминающиеся моменты этих лет?
Ну, продав тот свой первый рассказ в "Unearth Magazine", я был в восторге. То же чувство, наверно, даже более сильное посетило меня, когда мои произведения были почти одновременно впервые куплены "Twilight Zone Magazine" и "The Magazine of Fantasy and Science Fiction" - это было настоящее начало моей карьеры, где-то в 1985 г. Когда мою первую книгу, трилогию "Стимпанк" /"The Steampunk Trilogy"/, приняло издательство "Four Walls Eight Windows" - это был поворотный момент. И позже, когда я впервые изучал творчество Джерри Ордвея для составления моего TOP 10 комиксов - это было ошеломляюще. Немногочисленные номинации на различные награды приносили мне радость, умеряемую осознанием того, что мои шансы на победу невелики.
В общем, я стараюсь избегать пресыщения и не принимать на веру любой опыт, позитивный или негативный.
Как бы Вы описали свое творчество читателю, только сейчас узнавшему о его существовании?
Я стараюсь охватить все. Я пишу серьезные вещи и сумасбродные вещи, фэнтези и научную фантастику - меня можно назвать писателем-"всезнайкой". Если этот гипотетический читатель возьмет мой сборник "Император Гондваны и другие истории" /"The Emperor of Gondwanaland and Other Stories"/, он получит образцовую книгу, освещающую почти все грани моего творчества.
Есть ли среди написанных Вами рассказов любимые?
Я неравнодушен к "Фабрике" /"The Mill"/, поскольку она квази-автобиографична. Это рассказ про инопланетную текстильную фабрику, мои родственники (и я тоже) работали на этом предприятии. Я думаю, одна из самых новых моих вещей - "Вики-мир" /"Wikiworld"/ - добротная твердая НФ, создающая осязаемый мир вне солидных реалистичных теорий. А в общем, как и многие другие писатели, любое произведение, над которым я работаю в данный момент - мое любимое.
Майкл Джон Гаррисон недавно опубликовал в своем блоге запись, которая вызвала определенную полемику на нескольких сайтах; она гласила: "Каждый момент научно-фантастического произведения должен представлять собой победу писателя над мирозданием". Как Вы думаете, что Гаррисон имел в виду и согласны ли Вы с этим утверждением?
Это меткое утверждение, которого я еще даже не видел. По существу, я думаю, что Майкл расширил знаменитое положение Чипа Делани, о том, что "стиль" - или выбор слов, синтаксис, и т.д. - это одновременно и единственный профессиональный инструмент автора, и необходимый и неизбежный "объектив", сквозь который любой читатель воспринимает рассказ или историю. Если это то, что хотел сказать Майкл, то я - на его стороне.
Насколько сильным было (и было ли) влияние Вашего личного опыта на написанные Вами произведения?
Недавний обзор назвал мой "Вики-мир" "экономической фантастикой", заставив меня осознать, что моя собственная борьба за доход заставила меня сосредоточиться на этой теме: что означает держаться на плаву в денежном плане и какие социальные структуры определяют богатство и бедность? Если бы я был экономически независим, уверен, ничто из этого не значило бы для меня так много.
Если бы Вы получили Кольцо Всевластия, что бы Вы сделали в первую очередь?
У меня есть несколько вариантов на выбор:
1) заполучить всех эльфийских красавиц в свою постель;
2) наложить чары красоты, которые избавят меня от пятидесяти фунтов лишнего веса;
3) заполнить мою хоббитскую нору годовым запасом вкуснейшей еды;
4) железным кулаком установить мир во всем мире.
Если бы Вам довелось завести несколько обезьянок и/или карликов, скольких бы Вы приобрели и как бы их назвали?
Я бы предпочел помощников-обезьян, вроде той, которую как-то нанял Гомер Симпсон. Я бы взял пятерых и назвал их Граучо, Харпо, Чико, Зеппо и Гаммо (псевдонимы Братьев Маркс - популярного в США комедийного квинтета - прим. пер.).
Спасибо Вам за Ваше время и терпение, Пол. Желаем Вам успехов в Вашей работе.
25 февраля 2007 г.
Перевод с английского: Ziriaell
12.04.2007