Зачем вы, мальчики…
Может, виной тому чересчур «игровые» фильмы по произведениям этого жанра, но так уж сложилось, что непременным атрибутом фэнтези стали: длинный меч, славный герой, крепкая мужская дружба, квест и, в зависимости от смелости и эротических фантазий автора – хрупкая светлокудрая принцесса, храбрая воительница-амазонка или коварная волшебница. Три последние, всенепременно, полуодеты (или будет момент, когда герой их таковыми увидит), обладают длинными ногами, шикарным бюстом и прочими необходимыми атрибутами. И значит, в произведении будет хэппи-энд. Главная действующая сила ( в зависимости от желания автора Добро или Зло) победит! «Добро победило Зло, поставило его на колени, долго мучило и зверски убило…», что ж в фэнтези бывает и так! J Теперь рассмотрим способы, при помощи которых наш герой становится, собственно, героем. Их по большому счёту два. Первый (примеры – Конан (Роберт Говард), Ведьмак (Анджей Сапковский), Гед (Урсула Ле Гуин): герой – он и есть герой, дитя фэнтезийного мира, и тогда автор абсолютно (или почти J) серьёзен. Второй (примеры на выбор): главный герой простой (но оч-чень обаятельный и привлекательный) программист (в профессии возможны варианты), каким-нибудь образом он оказывается (случайно или по специальному приглашению) в фэнтезийном мире, естественно, там он должен потрясти основы этого мира и встретить шикарную женщину. Кроме того, герой находит, в чём основная причина его собственных глубоко внутренних психологических проблем, попутно спасая мир и «войдя» или «вонзившись» (это по желанию автора, как выражение, так и объём процесса: абзац или три страницы) в главную героиню. Потом он, обновлённый и счастливый, или возвращается натирать трудовую мозоль перед монитором и дальше, либо становится Большим Боссом и остаётся там. Предпочтительнее первое, особенно, если у нашего героя в реальном мире была брошенная любовь. В этом случае автор немного ироничен и произведение написано с юмором. Это был способ. Теперь чуть-чуть о магии. Обычно в фэнтези оценивают её соотношение с мечом. Например: 50/50 – и вот «Властелин колец», 60/40 – и вот «Летописи Хьёрварда», 90/10 - и вот практически любой роман из цикла «Дарковер». На самом деле, мало произведений, где магия как таковая несёт смысловую нагрузку. «Дарковер» – одно из редких исключений. Как правило, применение магии инициируется, как в компьютерной игре, тем, что, кроме набора финтов оружием, руками, ногами и ушами, герой обладает ещё и приёмами из области магии (ctrl+shift+C) или он, вообще, Большой Маг и это и есть его главное оружие… хотя с ходу что-то не вспоминается ни один хилый героический маг, не способный даже дать в зуб обидчику дамы без помощи магии. Правда, тут можно возразить, что герой служит или противостоит тёмным или светлым силам, а значит его магия – это Сила, преобразующая мир в извечной битве Добра и Зла. И герой – в центре военных действий. И всё равно, когда дело доходит до решительной схватки с Главным Воплощением Зла, герой выхватывает свой длинный, громко требующий человеческим голосом крови меч, и вся философия превращается в очередной уровень «Мортал Комбат». Тут, правда, имеется в наличии небольшое отклонение: героиня-дама. Она обычно даже не вытаскивает меч, а сразу начинает выпускать молнии или неведомую силу заклятий. Но это лишь модификация, смысл остаётся прежним. Итак, магия – элемент служебный. В этом смысле более выигрышны произведения, где она – элемент чуждой технологии, как, например, ларан-способности, которые необходимы инженеру для работы с матричными кристаллами-источниками энергии (хоть и используются не только по назначению J) в «Дарковере» или Истинные имена – филологическая магия, которой вполне можно овладеть, имея способности и память в «Земноморье» У. Ле Гуин. Красивая женщина (женщины), приключения, эротика, героические мужчины, подвиги во имя любви и чести. Все эти детали, как мне кажется, очень характерны для жанра приключенческих или… любовных романов. Их аудитория – женщины (вряд ли найдётся мужчина, который открыто будет заявлять, что у него коллекция любовных романов и предлагать их почитать друзьям, как это делают женщины). Среди поклонников жанра фэнтези женщин меньше. Возможно, дело в том, что очень немногие женщины способны ради «её дрожащие пальцы гладили роскошные волосы на его груди..» осилить пятьдесят, а то и сто пятьдесят страниц, описывающих родословную, детство, юность и героический путь этого самого мужественного героя с обилием непонятных названий и трудночитаемых имён. J Да, дамы – целевая аудитория авторов женских романов. А что остаётся на долю мужчин? За логично напрашивающийся ответ могут побить камнями: любовные романы для настоящих мужчин – это фэнтези. Неужели это правда?.. Санкт-Петербург, апрель 2003
Хранитель Линнел
26.06.2003