Трилогия общественных работ, или Будущее по Мэтту Раффу

Сколько копий сломано по поводу того, является фантастика настоящей литературой, или нет – не перечесть. И хотя книги, могущие быть аргументами в пользу положительного ответа на этот вопрос, появляются достаточно часто (пусть и реже, чем хотелось бы), но… но вот «тонкие ценители» и «настоящие знатоки» предпочитают закрывать глаза на жемчужины, в то же время возмущенно указывая на волну «массового чтива»: мол, разве ж это литература?
Ну да бог с ними – с теми, кто не хочет признавать очевидное. А любителей фантастики поспешим поздравить с выходом на русском языке еще одного фантастического романа, который без всяких натяжек можно отнести к настоящей Литературе.
Роман Мэтта Раффа называется «Канализация, Газ & Электричество». Название, мягко говоря, неожиданное – однако не стоит думать, что речь в нем пойдет о суровых буднях коммунальщиков будущего (хотя и без них в книге не обходится). Да, действие начинается, как и следует из названия, в канализации – вот только упомянутый в заглавии «газ» это вовсе не тот газ, что сгорает в конфорках кухонных плит, а у электричества в причудливом и фантасмагорическом будущем Мэтта Раффа оказывается чрезвычайно много сфер применения…
Герои полны жизни – даже 181-летняя ветеранша Гражданской войны Змей и компьютерная имитация личности писателя и философа Айн Рэнд, и те держатся бодрячком! Ситуации нестандартны, повороты сюжета прихотливы и непредсказуемы, а шутки многочисленны и искрометны. Все «ружья», старательно развешанные в «декорациях», «стреляют» именно тогда, когда нужно – ну а от того, что они порой палят залпами, становится только интереснее.
Жанровую принадлежность романа определить трудно. Фантастический детектив? Да. Футуристический роман? Тоже да. Социальный роман? И опять – да. Конспирологический роман? Возможно Вы будете смеяться, но ответ вновь утвердительный.
Самое же главное – несмотря на детективный сюжет и уморительные диалоги, важнейший идеологический конфликт романа совсем не легковесен, и проходит по линии «Настоящее – Будущее». Многих персонажей романа будущее – то Будущее, которое они сами создают своими руками в данный конкретный момент – пугает (даже если сами они этого не осознают). Пугает настолько, что на обложку романа даже вынесена фраза, ставшая для них своего рода негласным девизом: «Единственное противоядие от борьбы и страданий – как-то избежать будущего».
Но, к счастью, автор не дает унывать ни героям, ни читателям. Несмотря на всю чудовищность Настоящего, переполненного призраками прошлых трагедий и фантомами будущих испытаний, автор ненавязчиво дает нам понять – бояться Будущего не стоит. Нужно лишь набраться смелости и попытаться самим сделать его лучше.
А это обязательно получится… Если, конечно, хорошенько этого захотеть.
И тогда становятся понятны последние строки книги:
« - Какая клевая идея, - подумал Гарри Гант…
…Действительно, получается хороший день, размышлял Гант; и с нетерпением ждал, что же придумается еще».
Да – именно от того, «что придумается еще», будет зависеть будущее, в котором мы будем жить…
Словом, вы еще не верите, что фантастика – это Литература?
Тогда мы идем к вам!

P.S. Книга содержит ненормативную лексику.

Автор рецензии выражает благодарность Хранителю chymera за помощь в редактировании текста.

Хранитель Денис
26.04.2007