Лучшее за год 2007: Российское фэнтези, фантастика, мистика

Один из самых ярких отечественных фильмов снятых за последнее время – “Изображая жертву” Кирилла Серебренникова начинается со слов одного из героев: «Русское кино в жопе». Конечно, Алексей Караваев в предисловии к сборнику “Лучшее за год-2007. Российское фэнтези, фантастика, мистика” подходит к вопросу не столь жестко, но диагноз жанру он все равно ставит. А диагноз этот неутешителен: за вполне рыночным стремлением заработать побольше авторы и издатели кинулись угождать вкусам массового читателя в ущерб литературной составляющей своих произведений. Таким образом, появился неким типовой набор штампов, характеризующий современный среднестатистический текст. Как правило, это очередная часть эпического цикла героико-романтической направленности, большую часть которой занимает описание боевых и других активных действий, за которые прячется неумение автора выстраивать композицию, диалоги и прочие пробелы. От автора к автору меняются лишь локации, имена, внешность героев и претерпевает незначительные модификации сюжет. Такая вот сознательная замена самобытности идентичностью, порождающая полчища литературных кадавров. И главное, широкие массы потребителей это устраивает, ведь поглощающий «легкие» чтиво читатель не перестает испытывать голод (значит, его требуется все больше и больше), а полноценное «блюдо» уже вызывает дискомфорт.
Где же искать «вакцину» от этого «вируса», как не в лучших текстах? Ведь их авторы, находясь в точно таких же начальных условиях, сумели совместить коммерческий потенциал своих текстов с отличным литературным уровнем. Конечно, закон Старджона истинен и для данного сборника (пусть и в более щадящей пропорции), но некоторое количество положительных эмоций получить от него сможет каждый.
Начнем с конца – с “Детей Онегина и Татьяны” Александра Зорича. Цикл Зорича о войне землян с Конкордией стал одним из самых заметных и популярных в современной отечественной фантастике. Заключенное в нем сочетание искренности и иронии умиляюще действует как на почитателей экшена, так и на сторонников «умной» фантастики. Казалось бы, автором обнаружен Клондайк и появление “Детей”, отнесенных к миру вышеупомянутого цикла, тому яркое подтверждение, но все не так просто. Рассказ ни в коем случае не эксплуатирует заслуженную популярность, а развивает «искренний» стиль повествования в совершенно иной плоскости. В его центре результаты влияния пушкинского “Евгения Онегина” на людей далекого и не очень далекого будущего. Будущего в котором образы Евгения, Татьяны, а также их дети(!!!) претерпевают невероятные метаморфозы, но продолжают нести русскую культуру в массы.
Эта самая «русскость», пожалуй, и становится той отличительной чертой, которой наделены почти все лучшие работы этого сборника. Даже чистое боевое фэнтези “Мы, урус-хаи” Лазарчука путем придания характерам героев славянских черт начинает играть совершенно другими красками, поневоле вынуждая переживать за не вполне положительных, но зато «в доску своих» персонажей. А вот перенос в российскую столицу вампирских разборок из похожего на мир игры “Vampire: The Masquerade” “Темного охотника”, наоборот, оставляет нейтрально-равнодушным. Ведь, несмотря на московский антураж, эта история с тем же успехом могла происходить в любом другом мегаполисе мира. Напротив, империалистический Ктулху из “Высокого прыжка” Врочека в антураже холодной войны смотрится весьма колоритно. Читаешь и отчетливо осознаешь, что только отважные советские подводники могли справиться с порождением фантазии Лавкрафта. Рассказ подкупает располагающей атмосферой и крепким сплавом мифологии с реальностью.
У авторов работающих в жанре юмористической фантастики эксплуатация национального колорита давно уже стало заезженным приемом встречающимся повсеместно. И теперь требуется нечто большее, дабы удивить и рассмешить – настоящий талант. Например, такой, которым обладает Леонид Каганов. Даже банальную историю трагической любви двух алкоголиков под его редакцией превращается в феерическое зрелище. Просто люди заменяются жестяными роботами, а спирт простой водой. Свежо! Остроумно! Блестяще!
Отдельного упоминания заслуживают еще две работы. Одна из которых, конечно же “Затмение” дуэта Колодан-Шаинян. Написанная в стилистике депрессивного шизофренический бреда новелла получилась в итоге грустной и лиричной «песней» об утерянной любви. Чтение на любителя, но истинным ценителям обязательно понравится. Совсем о другой потере идет речь в “Хозяине” Александра Щёголева. Пожалуй, это самое провокационное произведение сборника. Тут тебе и сравнение политической элиты со «стержневым» мужским органом, и извлечение на свет рабской сущности людей, и детализованное описание физического и психического перевоплощения мужчины в женщину (очень, знаете ли, познавательно), и тюремные сцены насилия. И опять в основе та же «русскость» - “Хозяин” является осовремененным римейком гоголевского “Носа”.

Хранитель Лелик
27.04.2007