Я бы кем-нибудь бы стал, пусть меня научат
Большинство авторов фантастических романов предпочитают писать «масштабно» – то есть, пытаются удивить читателя своей книги размерами, расстояниями и прочими параметрами всего и вся. А может быть, и не пытаются – как-то так выходит. Но судите сами – в космической фантастике (назовем ее так, ибо фантастика научная, кажется, уже приказала долго жить, или вот-вот отдаст этот самый приказ) на пути от первой страницы книги к последней герои легко преодолевают тысячи световых лет. Или мечутся на тысячи лет (уже не световых) в прошлое/будущее. Если же речь идет о фэнтези, персонажам ничего не стоит сгонять на другой конец континента, или сплавать за три моря – подумаешь, делов-то… А у многих авторов так и вообще гигантомания – если звездолет, так с Луну размером, если армия Темного Властелина, так в сто миллионов штыков… ну, то есть сабель. Впрочем, неважно.
Неудивительно, что книги, где действие жестко ограничено временем и местом, на этом «эпически-размашистом» фоне выделяются сразу. К слову, умение писать такие «камерные» книги является, как мне кажется, одним из важных показателей писательского мастерства – хотя вряд ли может считаться определяющим фактором.
И как уже понятно, речь пойдет именно о подобном «камерном» произведении.
Действие романа Джеймса Алана Гарднера «Час Предназначения» разворачивается в одном небольшом поселке, причем события, описанные на четырех сотнях страниц, автор умудряется впихнуть едва ли не в три десятка часов. Удивлены? Вот и я тоже.
Впрочем, это не единственное, что приятно удивляет в романе – радует, в первую очередь, то, что автору удалось завернуть весьма нестандартную сюжетную коллизию.
Скажите, как бы вы отнеслись к возможности регулярно… менять свой пол? Для нас это вопрос чисто абстрактный (что меня, признаться, нисколько не огорчает), но вот для жителей поселка Тобер-Коув это самое что ни на есть привычное дело.
Все его жители с самого рождения ежегодно меняют пол. Когда приходит пора, все они беременеют и рожают малышей. А через год у них наступает время выбора Предназначения, и каждый должен определиться, кем он хочет стать на всю оставшуюся жизнь – мужчиной или женщиной. В этот день за людьми прилетают боги, Господин Ворон и Госпожа Чайка, и ненадолго увозят их в свою обитель. Тем, кто достиг совершеннолетия, в этой обители предстоит сделать свой окончательный выбор, который уже нельзя будет изменить.
Если выбрал путь мужчины – то быть тебе охотником или стражником, лесорубом или рыбаком. Если решил стать женщиной – знать, тебе больше по душе постукивание ткацкого станка или кухонные хлопоты. Но дают боги и третью возможность – возможность выбрать иное Предназначение: стать гермафродитом, которых именуют нейт… Но никто не желает такой судьбы своим детям, и никто не откажется бросить камень в нейт, изгоняемых из поселка. Если выживут, то пусть уходят в города на жарком юге. А в поселке Тобер-Коув таких не любят…
Но однажды, накануне Дня Предназначения, появляется в поселке нейт. Святотатство? Еще какое! Убить? Само собой! Но… но ведь нейт явилась в сопровождении одного из Лучезарных. А они – не то каста сверхлюдей, правящих всей Землей, не то вообще полубоги… Сплошные загадки, в общем. Одно ясно – с Лучезарными шутки плохи…
Но вот зачем эта странная пара явилась в поселок? Зачем нейт и Лучезарный нарушили тихое течение мирной жизни?
Об этом жителям Тобер-Коув предстоит узнать вместе с читателями…
И далеко не все эти открытия будут приятны.
Ибо на свет из самых глубоких шкафов будет извлечено великое множество скелетов.
Ибо многие тайны поселка будут раскрыты.
Ибо многие странные события получат объяснение.
И конечно, далеко не все будут рады таким открытиям и таким объяснениям.
А в конечном итоге та картина мира, которая для всех ясна и привычна, окажется ничем иным, как занавесом, отделяющим жителей Тобер-Коув от реального мира…
* * *
Одна из главных удач автора – создание необычного, но весьма убедительного (и жизнеспособного!) социума. Замкнутое, самодостаточное общество поселка Тобер-Коув чрезвычайно похоже на изолированные от внешнего мира религиозные общины. От таких изолированных поселений поневоле ждешь чего-то загадочного и таинственного – и автор не обманывает читательских ожиданий.
При этом убедительность распространяется не только на общество в целом, но и на отдельных его представителей – в первую очередь, конечно же, главных героев, Фуллина и Каппи. Чрезвычайно интересно – и, опять-таки, убедительно – выглядит изменение точек зрения и всей психологии персонажей во время быстрой смены пола (в течение суток, предшествующих Дню Предназначения, он меняется у людей Тобер-Коув несколько раз).
Словом, в романе много того, за что автору хочется сказать простое человеческое и читательское «спасибо». Но особая благодарность автору за то, что, несмотря на все переживания и злоключения, несмотря на неожиданную (во всяком случае, для меня она оказалась таковой) развязку, его герои выдержали экзамен, и выбрали свое главное Предназначение – несмотря ни на что оставаться ЛЮДЬМИ.
Автор рецензии выражает благодарность Хранителю chymera за помощь в корректуре текста.
Хранитель Денис
05.05.2007