Сказки для не очень больших девочек
Не совершишь того, что не свершить. Не спасёшь того, кому не жить. Не сможешь ничего, зато сумеешь стать собою в свой час… (John W. Lennon) Можно вопрос? Что вы открываете в первую очередь, держа в руках пока ещё незнакомое произведение знакомых (или тоже незнакомых, это не важно) авторов? Правильно. Краткое описание сюжета (и да простят меня образованные в данной области люди; не знаю, как правильно называются те два-три предложения, что приводятся обычно рядом с выходными данными). Я думаю, большинство читателей поступают именно так. Но вышесказанное – всего лишь, маленькое лирическое вступление. Не будем больше отвлекаться. По крайней мере, постараемся. Итак, на повестке дня «Чёрный Триллиум» и его продолжение «Кровавый Триллиум» – произведения в жанре фэнтэзи, созданные известными даже такому несведущему в литературе человеку, как я, писательницами: М. З. Брэдли, А. Нортон и Д. Мэй. Пойдём по стандарту. Открываем то самое краткое описание. Что же мы видим? История трёх принцесс, лишённых своих королевств… Пока ничего непонятного. Принцессы и королевства вполне вписываются в рамки того, что я слышала о фэнтэзи от знающих людей. Что ж… Пожалуй, почитаем. Почему бы и нет? Я никогда ничего не имела против сказок, тем более, что, судя по всему, никакого будущего и космических межпланетных станций с этого самого будущего людьми на борту мне не грозит. С чего же всё началось? Ну, предисловие я в расчёт не беру. Сначала мы окунаемся с головой в бездну истории тех мест, той территории, где, собственно, будет происходить действие. О, боже… Какая чушь! Грубо? Зато честно. Да-да, понимаю, карта местности приведена, но легче не становится. Помню, когда-то давно я пыталась читать про Хоббитов. М-да… Не быть мне толкиенисткой, решила я тогда. Стоп. Причём здесь, вообще, Толкиен? А притом. Непонятно ни…чегошеньки. Кто где жил, кто с кем воевал, кому что и от кого было надо… Никогда не питала особой любви к истории. Ещё со школы. Ладно, не отвлекаемся. «Может, дальше станет понятнее?» – мелькает слабая надежда. О! Имена какие-то. А это говорит о появлении определённых личностей. Крейн III, Волтрик… рождение трёх дочерей, тех самых, давно обещанных принцесс. Да. Интуиция не подвела. Действительно, всё уже понятно и даже начинает становиться увлекательным. Скажете, слишком много рассуждений о столь малой доле всего произведения? Объясняю. Первое впечатление, по крайней мере, для меня, очень многое значит и часто определяет моё отношение к чему-то/кому-то в дальнейшем. Конечно, оно бывает и обманчивым, причём, чаще со временем меняется в лучшую сторону. И рассматриваемый случай – тому прямое подтверждение. Думаю, не стоит выискивать в книге скрытый (или даже лежащий почти на поверхности) подтекст. Тем более, что в конкретном случае всё моё воображение (по его собственной инициативе, без моего контроля) было брошено на воссоздание ярких картин происходящих событий. Наверное, впервые я настолько сильно пожалела, что не умею рисовать. Уж слишком отчётливо возникали перед глазами один за другим все, за редким исключением, персонажи. Ниссомы, уйзгу, скритеки и прочие лесные жители, ламмергейеры, Великая Волшебница и Маг со своими разноцветными Голосами, принц Антар и король Волтрик. Даже сам цветок – Животворящий Триллиум. А говорить бесполезно. Словами и в книге всё описано. (Вздыхаю и в тоске подпираю голову рукой). Весь этот лесной народ проявился сразу и очень хорошо, а почему? Всё это напомнило мне одну из любимых сказок далёкого детства «Рони – дочь разбойника». Там тоже было предостаточно разных непонятных существ, населяющих лес. Кто читал или вспомнит кино, тот, думаю, поймёт. Дальше в воображении всплывают отдельными кадрами другие, уже конкретные персонажи, точнее, даже ассоциации с каждым из них, возникшие в первые минуты знакомства. Скажу о наиболее ярких и понятных. Принц Антар – Брэд Питт двухметрового роста. Голоса Мага – троица скинхэдов среднего возраста, на первый взгляд, совершенно одинаковой внешности. С самим Магом сложнее. Скажем так, лет сорока с небольшим, но уже с совершенно седыми волнистыми волосами примерно до плеч. Судя по всему, там должно быть НЕЧТО, практически новый секс-символ, только вот, не могу я никак с подобным согласиться. По-моему, у людей в большинстве случаев весьма странное понятие о секс-символах. На некоторых из них только посмотришь, так, если даже и хотелось того самого, что символ собой воплощает, сразу же расхочется. И надолго. Пойдём дальше. Король-урод Ледавардис (не переврать бы имя) – юный Квазимодо. Его великая и ужасная бабка Ганондри почему-то сразу представляется такой, будто вышла из рекламы сети МТС. «Мне всё, что осталось. Слышали? Деньги могут заморозить». Белая Дама, Бина – постаревшая фея из «Золушки» (из оригинала, разумеется, а не бре… мюзикла времён новогодней ночи-2003). Когда читаешь о детях, Никалоне, Джениль и Толиваре, так и тянет перелистнуть несколько страниц назад и убедиться, что им одиннадцать, десять и восемь лет соответственно. А иначе складывается впечатление, что каждому из наследников не меньше пятнадцати. Слишком уж по-взрослому, не по возрасту своему они себя ведут и рассуждают. Та-ак… Думаю, у вас возникает вполне закономерный и естественный вопрос. А где же, собственно, главные виновницы происходящих событий? Куда исчезли сами принцессы? А в том-то и дело, что они практически не просматриваются. Так бывает, что читая интересную книгу или смотря увлекательный фильм, начинаешь отождествлять себя с кем-то из героев, в основном, главных, а не второстепенных. Но в данном случае всё иначе. Я не смогла даже банально определиться, кто из принцесс мне нравится или не нравится, причём ни внешне, ни характером и делами. Согласна, девушка с обложки книги попадает под описание Кадии, но почему тогда изображена исключительно она? Яркости и разнообразия характеров тоже не наблюдается. Вечно сомневающаяся во всём Харамис. Любит – не любит, плюнет – поцелует, к сердцу прижмёт… Прижмёт. А оно мне надо? Или не надо? Или всё-таки..? Кадия, всё время недовольная всем вокруг и создающая проблемы трёхлунномирового масштаба на пустом месте. Анигель, которая (очевидно, чтобы читатель вдруг не забыл) постоянно распространяется, какая она трусиха и плакса, и при этом сама лично прилюдно предлагается любимому в качестве жены. Ну, он, конечно же, только этого и ждал. Он же сам от неё без ума. Она же в своё время так удачно, так вовремя упала в обморок прямо ему на руки. В общем, в итоге, полный amor и happy end. Нет-нет, я ни в коем случае не критикую. Так и должно быть в финале всех сказок. Злодеи повержены и уничтожены… Стоп. А уничтожены ли? И закончился «Чёрный Триллиум», и открыла она его продолжение, и начала она читать его, и мысли разные одолевали её… Ну, о наиболее ярких личностях «Кровавого Триллиума» я уже говорила. Теперь поделюсь, опять же, первым впечатлением. Хотя, второе и все последующие в этот раз были почти друг от друга не отличались. Так вот. Было кино. Допустим, достаточно полноценный триллер/фильм ужасов. В финале, как водится, с главным монстром (тварь-мутант, маньяк-психопат и т.п.) расправились. Все довольны и по-американски счастливы. Прошло энное количество лет, и режиссёру вдруг стало нечем заняться. И тогда он решил сотворить продолжение. Оказывается, что этот самый монстр живее всех живых и снова пребывает в полной боевой готовности на свершение своих омерзительных дел. Да, не забудем добавить к этому ещё толпу новых, не задействованных ранее, героев, которые, в свою очередь, делятся на положительных и отрицательных. Вывод один: а зачем, собственно, нужна была часть вторая и все последующие? Конечно, книга – не фильм. И в данном случае «Кровавый Триллиум» по манере написания, а также по остроте и увлекательности сюжета ничуть не уступает своему Чёрному собрату. Но тем не менее, остаётся чувство, что часть эта создана из ничего, хотя прочитана она была мной с не меньшим интересом. И всё же моей фантазии не хватит предположить, что же происходит в трёх оставшихся Триллиумах. Конечно, можно развивать дальше затронутую в Эпилоге тему Орогастуса, попавшего к Великому Волшебнику Небес – Денби Ванкуру. Может быть… Но оставим это на совести уважаемых авторов. Тем более что нужно сначала прочитать книгу, а потом уже рассуждать и выражать своё мнение. Как думаете, стоит прочитать? Санкт-Петербург, февраль 2003
Хранитель Линнел
26.06.2003