«Умирающий свет»: Женщина-победитель

Сразу уточню, чтобы не было вопросов: «Умирающий свет» кажется мне одним из самых интересных произведений крупной формы у Джорджа Мартина (в качестве базы для сравнения у меня были «Шторм в гавани ветров» в соавторстве с Лизой Таттл и «Горячечный бред» (или «Грёзы Февра»)). Рассказы его мне понравились меньше, несмотря на высокую их оценку критиками. Особенно меня смутил «Стеклянный цветок» (1987 г.). Дело в том, что существует написанная в 1976 повесть С.Лема «Маска», и мне показалось, что у этих произведений очень много общего. Но, возможно, это только моё впечатление.
А вот что действительно здорово, так это то, что автор создал свою оригинальную вселенную, полную планет и миров, с единой историей, ввёл свою терминологию для обозначения живущих там существ и их обычаев, и разворачивает в этой вселенной действие не только самого романа, но и некоторых рассказов. Это создаёт ощущение целостности этого мира, он становится живым. У. Ле Гуин поступила так же со своим Земноморьем, да и не только она.
Роман «Умирающий свет» показался мне очень… феминистическим произведением. Есть три героя-мужчины (между которыми автор, как мне показалось, великолепно разделил свои собственные черты: одному отдал внешность, другому – диссертацию, третьему – своё увлечение музыкой и способность к её восприятию) и одна женщина. Женщина, которая пытается самоутвердиться и занять достойное положение в обществе на чужой для себя планете. Допустим. Тема эта актуальна и волновала многих, Лоис Макмастер Буджолд, например, тоже сказала здесь своё слово, правда у неё, когда столкнулись Планета и Женщина, измениться пришлось планете. Героиня Мартина выиграла свой статус в глазах мужа, но потеряла в итоге саму планету.
Героиня, уроженка планеты-университета Авалон, связав себя (по взаимной любви) с аристократом с другой планеты (который, что нетипично и непонятно для его соотечественников, прилетел на планету-университет, чтобы собрать материал для диссертации, посвящённой истории родной планеты) начинает новую жизнь в квазифеодальном обществе Верхнего Кавалаана. Она принимает от любимого статус «собетейн» – «женщина в совместном владении», статус довольно унизительный, но единственно для него приемлемый, т.к. место жены (на которое, собственно, и претендует героиня) на его родине занимает мужчина-«тейн» – «моя половина», «самый близкий человек», друг и любовник с самого детства и до смерти. Возможно, героине и удалось бы убедить образованного, прогрессивного и не приемлющего многие застывшие догмы родного общества любимого сделать её первым в истории Кавалаана тейном-женщиной изначально, но… Увы! Место это в душе и жизни Джаана Викари занято. У него уже есть тейн, Гарс Джанасек.
Тейнов связывает дружба, верность, глубокая привязанность друг к другу, называемая «союзом огня и железа», воспеваемая в легендах и преданиях планеты (по аналогии с земными легендами о любви), в отличие от «серебряно-жадеитового союза», который заключается между мужчиной и женщиной, и ни разу в истории не был воспет. В чём причина?
А дело в том, что женщина в кавалаанском обществе приравнена в прямом смысле слова к вещи. Она либо «эйн-кети» - «женщина, принадлежащая членам сообщества», предназначенная только для рождения детей, либо «бетейн» – «женщина, принадлежащая мужчине», после его смерти автоматически переходящая в первое качество. Кстати, причины и особенности этого распределения гендерных ролей объективно и подробно описаны в диссертации любимого. Странно, неужели, когда герои только знакомились друг с другом, героиня эту работу не читала? Неужели любимый скрыл от неё истинный смысл того, что предложил ей вместе с красивым браслетом из серебра и жадеита вместо обручального кольца?
Во всяком случае, нравы и обычаи кавалаанцев ей глубоко антипатичны, и мирится она с ними только на первых порах. Далее, на протяжении всего романа, она отчаянно борется за своё человеческое достоинство и побеждает, в буквальном смысле слова пройдя по трупам. На руке героини искрится другой браслет – символ союза железа и огня, она стала, наконец, тейном любимого!
Но всё описанное ранее – это только один пласт сюжета, который, действительно, многогранен и глубоко психологичен. Между прочим, официальный главный герой романа – совсем не женщина, а Дерк – беззаветно любивший её ранее и прибывший к ней по её зову. Он тоже прошёл свой путь и изменился в конце романа. Единственная не совсем психологически достоверная деталь, как мне показалось, - это отношения тейнов. Это, если судить по тому, как автор их передаёт, просто крепкая мужская дружба, которая воспевается и во всех героических повестях Земли.
Особенно меня растрогал момент, когда Дерк говорит Гарсу Джанасеку:
- Если бы ты действительно любил Джаана…
- Я не люблю Джаана, - выпалил Джанасек, вспыхивая, - Он – мой тейн!
Я, конечно, понимаю, что под словом «тейн» герой подразумевает нечто большее, чем любовь, но ведь и в наших песнях поётся о том, что «друга не надо просить ни о чём, с ним не страшна беда». Настоящая дружба превыше всего, и ради счастья друга можно пожертвовать любовью к женщине, поётся в той же песне, но ведь никто не называет это особыми отношениями…


Санкт-Петербург, май 2003

Хранитель Линнел
26.06.2003