КАП-КАП ПО ЛУЖАМ
«Хрустальный дождь» – книга в каком-то смысле уникальная. Правда, не в силу каких-то выдающихся качеств, а совсем по другой причине. Уникальность книги заключается в том, что в аннотации на задней стороне обложки (всего-то двадцать строк!) раскрыто все содержание романа. Да-да, все то, что автор старательно размазывал по четырем сотням страниц. Тот, кто книгу не читал, может подумать, что такая содержательная аннотация есть заслуга автора самой аннотации. Все объясняется проще – дело в том, что смысла в книге как раз и набирается лишь на два десятка строк, и, что самое забавное, аннотация намного интереснее самой книги.
Когда-то давно люди бежали с Земли, и укрылись на далекой планете, взорвав за собой пространственный тоннель-«червоточину». Этот взрыв отрезал их от преследователей, но в то же время лишил практически всех машин и механизмов, в результате чего люди были отброшены по уровню развития примерно на уровень второй половины XIX века.
В таком вот мирке и разворачиваются события «Хрустального дождя».
Содержание романа изобилует сугубыми штампами – Человек Без Памяти, Неожиданный Помощник, Бесчисленные Враги, Чудесные Спасения, Далекий Поход, и – а как без него? – Рояль В Кустах… В дополнение ко всему автор еще и чрезвычайно поверхностен – читатель не получит сколько-нибудь полного впечатления ни о самом мире, ни о природе конфликта, в который оказались втянуты люди, ни о целях их противников и сторонников. В финале же все вернется на круги своя – и все мучения читателей окажутся напрасными: катарсиса нет, а приключения дрянь.
Само же повествование оказывается выхолощенным, лишенным той важной «специи», которая одна только и способна «просто текст» превратить в «книгу». Автор канючит – ну вот, я ведь старался, все прямо как в других книжках! А читатель только позевывает, да смотрит – сколько там страниц до конца осталось? Чем меньше остается, тем радостнее на душе – и, пожалуй, это единственная радость, которую способна доставить книга, во всем остальном постоянно заставляющая вспоминать анекдот про бракованные воздушные шарики.
В целом же «Хрустальный дождь» оставляет о себе впечатление как о произведении исключительно невнятном. Блеклые персонажи, не вызывающие ровным счетом никакого интереса «приключения», невразумительный антураж… И даже само название к содержанию книги нельзя приспособить никаким боком.
Чего ради все было затеяно?
Может быть, ответ ждет читателя в продолжении романа «Хрустальный дождь»?
Боже упаси.
Хранитель Денис
19.04.2008