Фэнтези, притворяющаяся киберпанком
Оценки по семибалльной шкале: Общее впечатление 4,5 Оригинальность / самостоятельность / неординарность 4 Логичность / последовательность / завершённость 3 Смысловое содержание / идейность / наполненность - 5,5 Писательский талант / мастерство / умение 6,5 Эмоциональность / выраженность автора / вложение себя - 4 Беря в руки книгу нового для себя автора, обычно не имеешь возможности составить о ней мнения заранее. Нет предубеждения, но нет и маниакального желания наброситься и читать-читать-читать… Поэтому, открывая книгу Теда Уильямса, и по традиции, не доверяя вычурно-хвастливой аннотации на обложке, ожидаешь встретить как минимум все ставшие уже классическими атрибуты киберпанка, обеих его частей: как «кибер», так и «панка». Не тут-то было! Конечно, «кибер» в романе есть – виртуальное пространство, по замыслу автора, стало неотъемлемой частью жизни людей – в нём работают, развлекаются, общаются, делают покупки, играют… (ничего не напоминает?). Вот только делают всё это люди в виртуале, пользуясь реальными приспособлениями разной степени сложности, обеспечивающими обратный физический контакт – масками, костюмами, шлемами, капсулами и т.д. В итоге все они ощущают «реальность» виртуальности через специальные программные конструкты – симы. Ну и, конечно, виртуальные сети всего мира соединены в единую гигантскую сеть, в иные места которой вход всякому сброду заказан, а об некоторых местах оной знают только создатели и собственники Сети (читай – хозяева всего мира). Если «кибер» расписан подробно, хотя и в нём нет для читателя ничего нового, то «панку» повезло меньше. Сленг исчез почти полностью, а от общего панковского видения мира остался только неизгладимый пессимизм, пронизывающий роман целиком. Честно говоря, так и не понятно, зачем Уильямс писал роман в пессимистической манере: ведь поменяв акценты, легко можно было бы получить добротное и более приятное приключенческое повествование, да и роман ужался бы на четверть без всякого ущерба для содержания. Тот факт, что «Город…» несколько затянут, сомнений не вызывает: вялое действие, пять почти не пересекающихся основных сюжетных линий, многословные (пусть мастерские, но всё же чрезмерные) описания пейзажей и особенностей виртуальной реальности, повторения диалогов. (Так, главная героиня не меньше пяти раз объясняет своему пьянчужке-отцу – и каждый раз по странице – почему она лезет в виртуал для спасения собственного младшего брата. Допустим, отец, действительно не понимает; но читатель-то в чём виноват?! Ему втолковывать очевидное не надо!) Среди персонажей присутствуют: главная героиня Рени, чернокожая аспирантка-преподавательница одного из университетов ЮАР; её лучший друг и по совместительству ученик бушмен !Ксаббу, к месту и не к месту рассказывающий бушменские сказки, (восклицательный знак в начале имени предлагается трактовать как нетранскрибируемый щелчок); младший брат Рени, потерявший себя (душу? разум? что-то иное?) в странствиях по запретным местам Сети и вследствие этого ведущий растительный образ жизни; куча добрых помощников – фей… гм…, простите, крутых программистов, вытаскивающих героев из очередной ловушки и служащих расходным материалом для Чёрных Сил… гм… опять простите, Хозяев Сети; сами Хозяева Сети, предпочитающие общаться друг с другом и строить свои коварные планы не иначе как в облике богов Древнего Египта; почти полностью потерявший память и странствующий с непонятной целью, но обязательно с массой приключений и по наиболее тайным местам Сети молодой человек; два программных конструкта, бегающие вслед за последним героем и патологически не способные его поймать; юноша, чахнущий и умирающий от неизлечимой болезни, но в виртуале изображающий из себя бравого бряцающего мышцами типичного фэнтезийного героя; его лучший виртуальный друг – трусливый воришка Пифлит, а в миру – застенчивая дочка богатых родителей; престарелый инвалид, сбегающий из заключения на отдалённой и жутко секретной военной базе с помощью маленькой девочки… Список можно продолжать. Конечно, такой паноптикум героев достоин множества романов, к чему и склоняется Уильямс, лишь схематично сводя вместе некоторые из основных сюжетных линий в конце произведения, а основное действие, по-видимому, перенося в продолжения. Герои собрались вместе, их ровно девять; зло определено; цели поставлены; каждый хочет кого-то спасти и каждый что-то имеет. В путь, Братство Кольца! Впрочем, будем справедливы: на аллюзии с бессмертным произведением Толкина намекает и сам автор, устами одного из героев вспоминая совет у Элронда. Этот герой – тот самый умирающий юноша – является наиболее симпатичным героем книги. Жаль только, что сцен с его участием слишком мало… Среди бесспорных находок автора виртуальное подростково-обезьянье племя Озлобышей - детей, живущих в Сети и знающих её вдоль и поперёк, появляющихся всегда в самых интересных местах и общающихся с остальными сетеобитателями исключительно на своём «обезьяньем» жаргоне. Если бы все события романа были описаны с точки зрения этого племени, то результат получился бы сногсшибательный… Однако мы имеем то, что имеем… Киберпанк оборачивается причудливой и многослойной реальностью фэнтези, типичной, героико-приключенческой, где все приключения – в виртуале, и, к сожалению, не законченной. И неизвестно, сколько российским читателям ждать появления второй книги тетралогии, где хоть что-то должно разъясниться. Полгода? Год? К тому времени все приключения главных героев забудутся… И стоит ли ждать? Автор этой рецензии так и не смог решить для себя, купит ли он второй том, если тот выйдет…
Хранитель Andrew
27.05.2003