Mass Effect
Жанр: RPG
Мультиплеер: Отсутствует
Разработчик: BioWare
Издатель: Electronic Arts
Издатель в России: 1C
Локализатор: Snowball Interactive
Дата релиза: 6 июня 2008
Официальный сайт игры: masseffect.bioware.com
Чем Mass Effect заслужил свою славу, становится ясно с первых минут игры. Современнейший движок Unreal Engine 3 — это вам не Aurora и даже не Electron. Он быстро нарисует все, что захотят дизайнеры: панораму планеты во всех подробностях до самого горизонта, огромную космическую станцию с десятками огней и сотнями бликов или роту воинственных роботов, ловко прыгающих по стенам и летающих на реактивных рюкзаках. И надо сказать, ответственные за внешний вид игры ребята своего шанса не упустили, превратив Mass Effect в киноблокбастер в духе «Звездных воин». Игра не меньше чем на половину состоит из скриптовых сцен, диалогов и прочих мувиков на движке. Каждый из них от и до сыграли актеры через motion capture, поэтому никаких неестественных или повторяющихся сотни раз движений вы не заметите. На крепкую десятку сделана лицевая анимация. Широкий ассортимент эмоций доступен каждому персонажу от человека до ломаной говорящей тумбочки. Грамотно подобран ракурс камеры. Отлично озвучен каждый персонаж, включая главного героя, а это немалая работа, ведь говорят в игре много, в любой обстановке и не одни и те же универсальные фразы, а всегда по делу.
Ну и окончательное сходство с фильмом создают эффекты зернистой пленки и размытого освещения. Впрочем, внешняя привлекательность часто рассеивается, когда игроку приходится выполнять массу невиданных в кинолентах действий. Знакомая ситуация: ворвавшись в секретную лабораторию спецагенты четко устраняют засевших в ней десантников, а потом... начинают обыскивать трупы, снимая с них все, что годится на металлолом, затем носятся между мигающими девайсами в поисках нужной кнопки, запрыгивают на столы, а после каждого выстрела в стену нервно перезаряжают оружие. Хвала BioWare: в Mass Effect такое безобразие устранено на корню. То есть нам достанется самое интересное — перестрелка, а трофеи сами заберутся в наш рюкзак. Прочие полезные объекты подсвечиваются за десяток метров, так что подолгу высматривать их среди интерьера не придется. Игра вообще очень любит все делать за нас, например, телепортировать в нужную по квесту локацию.
Mass Effect — это несколько часов динамичного (а под конец просто ураганного) экшена. В компании двух напарников наш герой проносится через всю галактику, постоянно попадая в самые неожиданные приключения. То армия роботов-убийц высадится прямо на нашем пути, то ядовитый газ превратит мирных жителей в кровожадных зомби. Решение всех проблем хранится в кобуре за спиной и, что очень приятно, обладает бесконечными патронами. Стрелять и взрывать — вот наш путь к победе, и в Mass Effect это занятие никогда не надоедает.
В чем секрет? Причин много. Одна из них — постоянно растущий темп игры. Количество врагов увеличивается, их движения становятся неуловимо быстры, а под конец нас ждет схватка с почти сверхзвуковым противником. Но и мы не хуже: включив режим штурма и снизив перегрев оружия, можно ничуть не хуже носиться по футуристическим локациям, непрерывно поливая врагов огнем из всех орудий. Устали бегать — садимся в броневик Мако и продолжаем бой уже на колесах. Мако обладает не только лучшей скоростью, броней и огневой мощью, он очень легко управляем и даже может прыгать. Так что, обладая некоторым опытом в автосимуляторах, можно даже наловчиться уклоняться от вражеских выстрелов. Но это лишь значит, что против нас выставят оружие помощнее: шагающие танки, ракетные турели и силовые щиты. И с новой силой продолжится битва, демонстрируя игроку мастерство дизайнеров и аниматоров. А как насчет того, чтобы пробежаться на своих двух между тяжелой артиллерией противника? В Mass Effect нас ждет и такое.
Замешкались на секунду — и пора лезть в меню load. Но и убегать настоящий солдат не будет. Он достанет верную отвертку и быстро перепрограммирует гаубицу, чтобы она атаковала своих же.
Ладно, с шутером все ясно. А где же элемент RPG? Полный набор атрибутов на месте: прокачка, журнал заданий, рюкзак с барахлом и диалоги по десять минут. Но сила ролевой системы Mass Effect не в этом, а в регулярных вопросах «как поступить?» Убить преступника или сохранить жизнь, кого из напарников отправить на опаснейшее задание и так далее. Из RPG также пришли повышенной колоритности персонажи, которые могут неожиданно предавать, сходить с ума или, наоборот, неожиданно предлагать перемирие. Все это добавляет еще больше непредсказуемости в геймплей и поддерживает интерес к сюжету.
Такие положительные определения, как «нелинейный» и «свободный», хорошо подходят геймплею Mass Effect. На собственном звездолете или на своих двух ногах мы можем лететь куда угодно и бегать где угодно, постоянно вмешиваясь в серьезные и пустяковые дела смешных инопланетян. Правда, разнообразия в эту игру не завезли. Если сюжетные квесты еще прячут свою однотипность за разнообразным дизайном и в меру динамичным сценарием, то побочные задания даже хорошей подачей похвастаться не могут. Каждая из таких миссий — это высадка на какую-нибудь планету, зачистка здания одного из трех видов с последующим спасением ученого или вывозом протеанского артефакта. Есть еще и социальные квесты, но с ними главный герой справляется сам, стоит только применить навыки убеждения или устрашения.
Но даже при топорном подходе разработчики едва могут занять игрока на 45 часов, да и то, если включить максимальную сложность и выполнять каждое подвернувшееся задание. Конечно, еще можно охотиться за «достижениями» — бесполезными орденами, которые дают за сбор миллиона игровых рублей, применение какого-нибудь навыка пару сотен раз и прочую рутину. Можно стать Героем, выбирая в каждом диалоге самые вежливые фразы (всегда идут первыми в списке) или Отступником, демонстрируя личную независимость и хамоватость. Найдутся и альтернативные концовки, которые нетрудно посмотреть обычным save/load-ом перед важными скриптовыми событиями. Однако подобные попытки выжать из Mass Effect последние соки как правило только портят впечатление от этой игры.
Упомянутые плюсы и минусы в целом являются двумя сторонами одной концепции — идеи простой для прохождения, эффектной и динамичной игры. Но простить разработчикам убитую ролевую механику не представляю возможным. Никаких вам критов резистов, уворотов и прочих хитростей. У каждого героя есть только здоровье, урон, броня и меткость. В любой стратегии у юнитов характеристик больше. Никаких статов, перков и склонностей тоже не завезли, а вместо них — готовый набор из десятка скиллов, из которых мы можем прокачать все. Таким образом, весь простор для проявления индивидуальности персонажа ограничивается тремя основными классами (десантник, маг-биотки и технарь) да еще тремя промежуточными.
Каждому классу доступно с полдесятка активных умений. У десантника это всякий примитив, вроде «смертельного выстрела» или «перезарядки щитов». Умения техника более интересны, но редко оказываются полезны. Всякие «отключения щитов» и «перегревы оружия» ни за что не сработают, если не прокачивать постоянно соответствующие навыки. Особенно удивила способность «Взлом»: зачем взламывать AI противника, интеллект которого равен комнатной температуре? На общем фоне здорово смотрится биотик. Именно смотрится: для его скиллов предусмотрены продвинутые спецэффекты. Запросто можно подвесить робота к потолку или затянуть его в неясной природы воронку. Хотя по сути и здесь оригинальности не больше: магия умеет только бить и парализовать.
Мрак царит в делах экипировочных. Оружия в игре всего четыре вида: пистолет, ружье, пулемет и снайперская винтовка. Причем очевидно, что раз последние два вида доступны только воину, то их убойная сила намного превосходит пистолеты и дробовики. С броней то же самое: легкая броня всегда хуже средней, а та, естественно, хуже тяжелой. Все предметы выглядят одинаково с точностью до раскраски, да и с названиями разработчики долго не мудрили: на смену «Лансеру I» мы находим «Лансера II», тот со временем меняем на «Лансер III» и так далее. Про уникальные характеристики вещей и именные редкие предметы в этой игре не слышали. Можно, правда, прицепить к вещи условно полезный девайс, немного улучшающий свойства вещей, да еще зарядить необычные патроны в оружие. Но и тут скоро обнаруживается та же радость: «Медкомплект III» да «Увеличение калибра IX»...
Вам кажется, худшее позади. Но нет — готовьтесь к страшному. В игре работает автоматический подгон уровней под характеристики вашего отряда. Результат — тонны одинаковых вещей в сумке, вялый интерес к новым видам врагов, а в конце концов потеря интереса к добыче опыта и прокачке как таковой. Впрочем, не прокачиваться в Mass Effect почти невозможно: сунул нос в чужой компьютер — получил опыт, поговорил ни о чем с напарником — опыт, взломал шкафчик — level up!
Ролевая система Mass Effect — это незачет на незачете, ожидать такого от Bioware было просто немыслимо. Если канадцы хотели поразить игроков, то более простого способа трудно было измыслить.
Особенности игры:
· Атмосферность и зрелищность
· Свобода действий
· Современная графика
· Отличная игра актеров и озвучка
· Бодрый экшен
Минимальные системные требования: Процессор 1,8 GHz (2,4 для Windows Vista), 1024 Мб RAM (2048 для Vista), видеокарта с поддержкой
пиксельных шейдеров версии 2.0, DirectX 9c и 128 Мб VRAM, 7 GB места на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Процессор 1,8 GHz (2,4 для Windows Vista), 1024 Мб RAM (2048 для Vista), видеокарта класса GeForce 8800 и выше, 7 GB места на жестком диске.