Penumbra: Overture — Episode One / Пенумбра: Увертюра. Дрожь земли / Пенумбра: Тёмный мир
Жанр: Adventure/Action/Horror
Разработчик: Frictional Games
Издатель в СНГ: "Новый Диск"
Официальный сайт: www.penumbra-overture.com
Penumbra: Overture приобрела известность после выхода технологической демо-версии в 2006 году. Тогда же игра нашла и издателя. Демка не вызвала широкого ажиотажа среди игровой общественности, но определенную славу вполне заслуженно заполучила. Главное отличие игры от других квестов (да, не удивляйтесь: Penumbra представляет собой самую настоящую смесь из различных жанров — тут слились воедино и квест, и horror, и action) заключалось в необычном взаимодействии главного героя с окружающим миром. Отныне любое действие требовало не простого «тыка» по кнопке, а вполне осознанного шевеления мышкой. Хотите открыть дверь — наведите на нее курсор и потяните «грызуна» на себя. Желаете огреть тварь молотком? Отведите назад все того же «мыша», а затем двигайте его вперед или из стороны в сторону. Такой процесс здорово увеличивал интерес к происходящему на экране и добавлял еще большее чувство сопричастности. Все показанное в технодемке оказалось не очередной обманкой, а самой настоящей правдой и было честно перенесено в полную версию игры образца 2007 года. Так что привыкайте: отныне не только лениво тыкаем по нужным кнопкам, но и честно отрабатываем все действия, которые совершает главный герой на экране. И, надо сказать, это действительно здорово. Такие вливания свежих идей пошли только на пользу игре. Отныне довольно обычные задачки вроде «добычи» предохранителей с верхней полки шкафчика решаются тысяча и одним способом. Можете сбить их метлой или метко брошенным камнем, можете построить к ним лестницу из ящиков, можете, наконец, перевернуть сам шкаф (это не всегда возможно) и взять заслуженный трофей.
Правда, реализация такой особенности зачастую оставляет желать лучшего. Так, например, довольно неудобен режим бросания предметов. Дело в том, что для того, чтобы более-менее метко кинуть какой-нибудь камешек, приходится входить в специальный режим прицеливания, в котором герой теряет всякую способность к движению — можно только елозить волосатой рукой с зажатым в ней предметом по экрану. Впрочем, это было бы не самое плохое решение, если бы не тот факт, что швыряться игрок будет преимущественно в схватке, где промедление неминуемо ведет к смерти. Разочаровывает и реализация управления местным оружием. В Пенумбре средствами нашей самообороны выступят молоток, кирка и динамит. Если с последним проблем возникнуть не должно, то вот инструмент шахтера и «прибор» для забивания гвоздей могут серьезно раздражать. По общей схеме интерактивности для того, чтобы кого-нибудь осчастливить ударом кирки или молотка, нужно изрядно поелозить мышкой, причем во время этой операции управлять направлением взгляда героя невозможно — в итоге пока замахнешься, проворная тварь уже успеет больно укусить бедного Филиппа (так зовут главного героя) за филейную часть. А поскольку наш персонаж самый обычный человек, а не супермен, то хватает всего пары укусов, чтобы отправить его в вечный нокаут. Остается надеяться, что в последующих эпизодах разработчики переработают управление и постараются сделать его более удобным.
Несмотря на то, что Пенумбра позиционируется как ужастик, она является настоящим коктейлем из различных жанров. Тут вам и доминирующий horror, и adventure, и action, и даже stealth в одном флаконе. Поэтому стоит немного поговорить про реализацию каждого из «компонентов». Первым вам на глаза попадется adventure-элемент. Придется решать загадки и различные головоломки. Причем здесь, как в стандартных квестах, используется инвентарь, а кроме того— сообразительность и внимательность игрока. Последнее, пожалуй, в большей мере. По локациям разбросано большое количество различных документов, содержащих подсказки и информацию, необходимую для выполнения той или иной задачи. Поэтому каждую найденную бумажку следует внимательно прочитать. Задачки достаточно сложны и разнообразны, что не может не радовать. Встречаются, впрочем, и легкие задания вроде поиска того же предохранителя, но и серьезные головоломки, например, на расшифровку кода, тоже имеются. Многие задачи основаны на активном использовании выдающихся особенностей физического движка. Как, например, добыть аккумулятор из ящика, не имея к нему ключей? Но глубокая яма по соседству явно вырыта не только для красоты, а ящик после такого падения точно развалится. В таких головоломках приходится полагаться на свою логику и сообразительность, а не умение лихо комбинировать предметы в инвентаре.
Несомненно, по ходу игры не раз и не два придется использовать и stealth-режим. Наш герой весьма слабый человек, да и местные зверюшки отличатся злобным характером и острыми клыками. Так что зачастую лучше сдержать просящегося наружу Конана-варвара, а положиться на скрытность. Чтобы войти в этот самый stealth-режим, герою достаточно присесть на корточки в темном месте. Теперь при его передвижении шума от шагов будет гораздо меньше. Кроме того, Филипп обретет способность видеть в темноте (не будем излишне придираться к реализму и выяснять, почему у человека, если тот встанет на четвереньки, ни с того ни с сего появится возможность ночного видения). Ну, а если скрыться от монстров все же не удалось, игроку доведется опробовать и action-элементы. Правда, разнообразием злобных тварей, желающих нашей смерти, Frictional Games решила не баловать. Всего их два вида: злобные собаки с недобрым оскалом и огоньком в глазах да ядовитые пауки. В качестве бонуса выдается огромный червяк, надавать киркой по голове которому нельзя — приходится делать ноги. Сражения с собачками и паучками выглядят немного повеселее, но из-за вышеописанных проблем с прицеливанием и камерой зачастую превращаются в почти что избиение младенцев. Младенцем, к сожалению, выступает сам игрок. Пока его пребольно кусают, герой, а заодно и сам игрок, пытается неловко замахнуться киркой и хоть немного попасть по вражине. После пары смертей приходится искать обходные варианты. Например, можно взобраться на ящик, откуда ловко дубасить по растерявшим прыть четвероногим. К сожалению, их ИИ не позволяет запрыгнуть на тот же ящик, да и вообще алгоритм поведения монстров реализован весьма странно: они никак не реагируют, если посветить им фонариком в спину или кинуть под лапы камень, кроме того, передвигаются по заранее спланированным маршрутам.
Но все же многие огрехи Пенумбре можно простить за реализованную в ней атмосферу. Особенно в самом начале игры. Прибытие на заброшенную шахту, постоянные обвалы и мини-землетрясения, странные доносящиеся непонятно откуда звуки, общая атмосфера безысходности и неизвестности передана прекрасно. Да и дизайн работает на игру: мрачные, утопающие во тьме шахты создают подходящий настрой. Радуешься любому огоньку в темноте. Однако затем атмосферность начинает постепенно улетучиваться. Стоит только разобраться, что собак и пауков и бояться-то особо не надо (а ведь больше некого), как понимаешь что гренландские шахты — не самое страшное место в мире. Благо совсем хрупкую атмосферу саспенса не дают разрушить прекрасный звук и неплохая графика. Правильные тени, игра света, приличная детализация. Удручает лишь анимация двигающихся существ. Еле ковыляющие собаки порой вызывают не столько страх, сколько жалость. Зато со звуком все в полном порядке. Именно звуковые эффекты создают напряженную атмосферу страха и неизвестности. Скрипы дверей, завывания монстров, удары, звуки шагов. Все задействовано, чтобы напугать игрока. И, надо сказать, порой это очень даже удается.
Но если атмосфера страха временами все же исчезает, то некая завеса таинственности над всем происходящим не покидает нас до самого конца игры. Постепенно игра превращается в настоящий увлекательный фильм. Хочется стремиться вперед, только чтобы узнать, что же за тем поворотом, за той дверью, за тем завалом. И финальная надпись «Продолжение следует» появляется как обычно на самом интересном месте, заставляя с нетерпением ждать второго и третьего эпизодов. Ведь история первой части выступает своеобразной прелюдией, предысторией главного действа. Сюжет Penumbra: Overture — Episode 1 начинается с рассказа главного героя Филиппа. Из его слов мы можем узнать, что недавно у него скончалась мать, а он получил таинственное послание от отца, которого никогда не видел и даже не знал, жив ли тот. В весточке содержалась карта района Гренландии с помеченными на ней некими таинственными объектами. Покойный папаша (теперь уже точно) настоятельно рекомендовал ее уничтожить, но кто не знает, что запретный плод сладок. Уже через год Филипп отправляется на остров льдов с твердой уверенностью раскрыть его тайну. Искателя приключений недружелюбно встречают пустынные шахты, заброшенные склады и лаборатории и... чей-то голос, доносящийся из громкоговорителя. Как оказалось, где-то за завалом есть единственный выживший — Рыжий. Его-то спасением мы и займемся. Не сказать чтобы сюжет блеснул оригинальностью или своей лихой закрученностью, но по всем признакам это верхушка айсберга. Все, что скрыто под толщей воды, мы узнаем из второй и третьей части.
Особенности игры:
· Роскошная для адвенчуры графика
· Упор на реализм
· Аутентичный звук
· Инновационная схема взаимодействия игрока с окружением.
Минимальные требования: Windows XP, Intel Pentium 4/AMD Athlon 1,5 ГГц, 256 Мб оперативной памяти, 64 Мб видеопамяти, 1 Гб свободного места на жестком диске.
Рекомендуемые требования: Windows XP, Intel Pentium 4/AMD Athlon 2,5 ГГц, 512 Гб оперативной памяти, 128 Мб видеопамяти, 1 Гб свободного места на жестком диске.