Советская фантастика
Пытаясь вспомнить, кого я открыл раньше: Беляева или Ефремова, я пришел к выводу, что это был Булычев со своими повестями про Алису, напечатанными в "Пионерке". Неплохая развлекательная и приключенческая фантастика, вся идеология там заключалась в том, что герои были примерными пионерами. Вообще, не стоит недооценивать юношескую фантастику. В этом поджанре скрыт огромный потенциал. Да что там говорить, в рейтинге science fiction на первом месте у меня "Туннель в небо" Р. Хайнлайна, который является одной из его книг для юношества. Беляев и Ефремов стали для меня авторами, у которых, не взирая на большой объем публикаций, любое произведение читалось с неослабевающим интересом, ни разу не разочаровав. Ко всему прочему в их книгах совсем не ощущалась социалистическая пропаганда. Да, Россия – великая держава, да, советские ученые – лучшие в мире. Но, произносилось это в виде простой констатации факта и пристального внимания этому не уделялось. Александр Беляев. Читая его книги, я отдыхал всей душой. Даже серьезные вещи он умудрялся писать простым доступным языком. Талант его был многогранен. Ему удавались и крупная и короткая форма. Пожалуй, больше всего мне нравятся его рассказы. Профессор Вагнер появился задолго до Хогбенов и ни в чем им не уступает. Рассказ "Мистер Смех" считаю гениальнейшим! Твердо отдаю ему место в тройке лучших рассказов всех времен и народов. Считаю, что каждый должен прочесть его. Концепция шутки, высказанная в концовке, и сама концовка производят неизгладимое впечатление. Иван Ефремов, как и Беляев, писал и романы, и рассказы, только в них ощущалось стремление не к приключению, а к философскому осмыслению. "Туманность Андромеды" и "Лезвие бритвы" уже упоминались. Достойные вещи. Поразительно, но почему-то и у Ефремова мне больше запомнились его рассказы. Я удивляюсь потому, что я неохотно раньше читал рассказы. Мне казалось несправедливым, что как только начинаешь наслаждаться атмосферой происходящего, они заканчивались. Только недавно я обрел понимание рассказа. Романы Казанцева "Пылающий остров" и "Купол надежды" в свое время прочел с большим удовольствием. Вот у него был социалистический перекос в книгах. Тогда я этого не понимал. Сейчас, пожалуй, перечитывать не стану. Когда-то хотел прочесть "Фаэтон". Если кто читал – отзовитесь! Почему-то никто не упоминал С. Павлова и его "Лунную радугу". А ведь это мощнейшая дилогия, настоящий фантастический детектив, по качеству не уступающий и современным западным работам в этом жанре. Помню свое потрясение, обнаружив фантастический роман в одном из номеров "Роман-газеты", популярнейшего литературного издания печатавшего новинки. А, чтобы попасть в выпуск, книга должна быть очень высокого уровня. В редколлегии находились профессионалы в высшей степени этого слова. Сейчас половину авторов, издававшихся в "Роман-газете" изучают в школе, как современную литературу. Наверняка вы читали книгу Г. Адамова "Тайна двух океанов". Уж не знаю из Советского Союза он или нет. Если нет, то откуда-то из социалистического лагеря точно. Нельзя так говорить, но, по сравнению с его книгой, Капитан Немо – отдыхает. Читал несколько раз, и плевать на советскую пропаганду внутри. Стругацких начинал читать. Не понравилось. Пару лет назад по рекомендации заставил себя прочитать "Град обреченный". Книга продвигалась мучительно и долго. Тщетно пытался проникнуться сюжетом. Слишком много аллегорий и "двойного дна". Так замаскировались, что не только цензура, но и читатели не вникают. Е. Гуляковский. "Сезон туманов" и некоторые другие вещи оставили умеренно положительное впечатление. Неплохо, но ничего выдающегося. С. Снегов. "Люди как боги" – хорошая космическая фантастика. Очень радует полет фантазии автора. А вот "Диктатор", которого так превозносили, мне сильно не понравился. Я читаю фантастику, чтобы отвлечься, помечтать об ином и нереальном, иногда задуматься о "вечных" истинах и по многим другим причинам. Но сюда никак не входит негативный, сочащийся пессимизмом, политический и социологический прогноз развития нашего общества. В. Головачев был хорош, пока не стал халтурить, штампуя отстойные романы для людей с коэффициентом интеллекта не выше имбецила. Началось это после выпуска "Смерша 2". Правда и раньше меня раздражали его оборванные концовки. В. Михайлов известен своей серией о капитане Ульдемире. Вдумчивая, серьезная, даже философская фантастика. При этом сценарий серии достаточно банален. Некие сверхсущества извлекают из потока времени определенных людей. Критерий отбора не помню. Создается нечто вроде отряда особого назначения, который и выполняет поручения своих патронов. Хочу отметить, что поручения не относятся к категории "пойти и замочить". В. Крапивин создал очень неплохую серию. Название связано не то с Кристаллом, не то с Перекрестком. При желании можно выяснить А речь идет вот о чем. Идея множественности параллельных миров. Подростки в разных мирах открывают в себе Способности переходить в другие миры. Структура сериала походит на книги Муркока. Вначале, в отдельных книгах знакомимся с кем-нибудь из героев. Их истории интересны сами по себе. Но потом их жизни начинают пересекаться! Они знакомятся, сюжетные линии переплетаются. К моему большому сожалению, я читал только книгу или две из середины сериала. К тому же в тот момент он еще не был закончен. С тех пор у меня сохранилось огромное желание когда-нибудь прочесть его. "Одиссея, покидающего Итаку" Звягинцева начинал читать больше 10 лет назад. Тогда что-то не пошло, а потом руки не доходили. Слышал, что книга разрослась до 5 или 6 продолжений. Вспоминаю еще ряд книжек, как достойных, так и никчемных. Не обессудьте, не помню ни авторов, ни названий. Тогда я на такие вещи слабо внимание обращал. Да и память уже не та, старею… Что можно сказать о советской фантастике? По большому счету она была качественной. Поначалу она была сплошь научно-технической а-ля Ж. Верн. Видимо, фантастика ассоциировалась со своего рода прогнозом развития науки и техники. Затем, когда люди немного раскрепостились, пошли космические путешествия, путешествия во времени и др. Да и это всего лишь небольшая эволюция того же Ж. Верна. И все, без исключения, можно отнести к тому, что сейчас называют социальной фантастикой. Зачастую социальный аспект намного перевешивал фантастический. А теперь представьте себе всю эту огромную однородную массу, да еще и с марксистко-ленинскими вкраплениями. Понятно, что, несмотря на все имеющиеся плюсы, такая фантастика начинала "душить" пытливые умы своей ограниченностью и однообразностью (имеется в виду жанр). Сравните черно-белый телевизор и цветной и вы поймете, какое впечатление производила зарубежная фантастика, просачивавшаяся сквозь "железный занавес". Оказывается, фантастика может быть чисто развлекательной, и в этом своем качестве иметь столько разновидностей, что неискушенный советский читатель даже не видел разделения этих граней. У него все сливалось в "ИНОЕ" в отличие от "нашего". А если прибавить то, что зарубежные фантасты не сдерживались в своем творчестве никакими запретами и пределом для них была только собственная фантазия, становится ясно, насколько тогда западная фантастика превосходила советскую. Аргумент, что у них фантасты клепают несколько романов в год низкого качества, а у нас один, но хорошего - явно несостоятелен. Там тоже есть авторы, выпускающие отличные книги раз в год или реже. Почему, в таком случае, не принять их за норму? То же относится и к вопросу о недостаточной технической достоверности материала в угоду развлекательности. Спору нет, наша фантастика, во всяком случае, в советские времена, отличалась внимательным отношением к техническим деталям. Я уже подчеркивал этот аспект. Но ведь фантастика это фантастика. Вымысел является тем китом, на котором она стоит. Не стоит осуждать ее за недостаточную достоверность. Зачем тогда вообще читать фантастику? Хочется реального – читай Хемингуэя и других реалистов или газеты. Еще одно преимущество западной фантастики над советской в том, что она могла предоставить книги на любой вкус. Потом уже только от тебя зависит, хочешь ты читать Эдмонда Гамильтона "Сокровище громовой луны" или Хола Клемента "Звездный свет". Оба пишут о космосе, но последний пишет в жанре hard science fiction, отличающимся тем, что придраться к техническим вопросам и всякого рода проверяемой информации невозможно даже специалистам. Если мне не хочется загружать себя подробностями, могла советская фантастика дать такую возможность? И какой, вообще, выбор она могла предоставить?
Хранитель Белый
04.06.2003