С. Витицкий. "Бессильные мира сего"

Вот вам классический пример, когда тупое, грубое, Невежественное большинство одерживает Незаслуженную победу над врожденной интеллигентностью и хорошим вкусом. С. Витицкий. "Бессильные мира сего" Думаю объяснять знающим людям кто скрывается за псевдонимом С. Витицкий совсем не надо, а уж не знающим этого не нужно и подавно. Достаточно упомянуть, что все поклонники братьев Стругацких ждали эту книгу со страхом и трепетом, благого-вением и надеждою, ждали почти десять лет (и всего то восемь). Жил-был учитель, как сейчас стало модно называть – сенсей. И вся его заслуга была в том, что мог он силою слова открывать в детях скрытые таланты. Процедура про-ста, ребенку задаются вопросы, судя по описанному в романе случаю, вопросы абсурдные и не связанные друг с другом, как и получаемые ответы. Но вот беда, по этим ответам точно определяется дальнейшая судьба. Только вот ученики, открыв свое предназначение становятся ленивыми и не лю-бопытными. Не спешат они изменить мир. И вот одному поступает предложение, от кото-рого нельзя отказаться. На носу выборы и победить обязан человек, которого назовут заказчики. Они ведь уверены, что Вадим может не только предсказывать, но и творить бу-дущее. Это противостояние ученики - заказчик и есть главная движущая сила повествова-ния. Как вы думаете, легко ли пытаться изменить мир, если понимаешь, что результаты своего труда при жизни ты не увидишь? Может легче признать поражение досрочно и жить в свое удовольствие. Прогрессорство наоборот, когда толпа подчиняет себе неза-урядную личность, растворяя в себе. Перед тобою стоит казалось неразрешимая задача. Вариантов действия у героев два: либо надеяться на чудо (этот выход привит русскому человеку с молоком матери и народными сказками), либо по закону Ньютона (действие равно противодействию), пытаясь "убедить" в абсурдности задания. На фоне постоянных отсылок книги к востоку, в голове возникает образ героя "Охоты на овец" Мураками, где попав в схожую, по абсурдности, ситуацию герой отправляется на поиск единственной овцы. Видимо такого поведения хочет добиться от учеников сенсей. Помимо содержания у Стругацких всегда была и форма. Тут можно совсем не сомневаться, планка держится и поднята она достаточно высоко. Книга проглатывается за один вечер. Тут вам и ярко выписанные персонажи, и искрометные диалоги, и легко осе-дающие в памяти сцены, множество отсылок к современной нам реальности, вполне узна-ваемая жизнь. И возможно главное, двойное дно! Возможно самый главный финал в жиз-ни Бориса Натановича. Собственно сама история заканчивается главой десятой, которая носит логичное для этого название - финал. Чудо произошло, враг повержен, всем празд-новать. Но есть и еще одна глава, напрочь изменяющая представление о тексте. Совершенно нет времени. Книга то совсем о другом, а точнее не просто о воспитании человека. Это ведь документированная исповедь. О том как больно терять близких (половину себя), как тя-жело разочаровываться в "учениках", как трудно видеть творящееся со страною и не иметь возможности повлиять сиюминутно. И еще о том, что писать все равно нужно, нужно искать и создавать новых "учеников", в надежде открыть нового учителя. О том что нужно и можно совершить невозможное, особенно если времени осталось так мало.

Хранитель Лёлик
17.07.2003